Учебный процесс

  1. Протоколы заседания Ученого Совета МГУ об утверждении программы
  2. Общая характеристика образовательной программы
    Общая характеристика образовательной программы
    Федеральный государственный образовательный стандарт 3+ по направлению 06.03.02 Почвоведение
  3. Учебный план
  4. Календарный учебный график
  5. Индивидуальные учебные планы обучающихся
  6. Численность обучающихся
  7. Аннотации к рабочим программам дисциплин (модулей) с приложением копии рабочих программ дисциплин (модулей)
    Аннотации
    Программы
  8. Программы практик
  9. Методические материалы
  10. Иные компоненты, включенные в состав образовательной программы
  11. Расписания учебных занятий
  12. Расписания промежуточных аттестаций
  13. Расписание государственной итоговой аттестации (итоговой аттестации)
  14. Документы и материалы о результатах научно-исследовательской работы обучающихся
  15. Договоры об организации и проведении практик, заключенные между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организациями, осуществляющими деятельность по профилю, соответствующему образовательной программе
  16. Договоры о сетевой форме реализации образовательной программы
  17. Сведения о научно-педагогических работниках
  18. Документы, подтверждающие наличие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, материально-технической базы, соответствующей требованиям образовательных стандартов
  19. Сведения о наличии приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья учебных кабинетов, общежития или интерната, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, электронных образовательных ресурсов, специальных технических средств обучения, условий питания и охраны здоровья обучающихся, а также о реализации адаптированных образовательных программ
  20. Договоры о создании организацией, реализующей образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность (при наличии)
  21. Договоры о создании образовательной организацией высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (при наличии)
  22. Документы, подтверждающие общественную аккредитацию организации, осуществляющей образовательную деятельность, в российских, иностранных и международных организациях и профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность (при наличии)
  23. Результаты независимой оценки качества подготовки обучающихся (при наличии)
  24. Документ об утверждении стоимости обучения по образовательной программе
  25. Результаты переводов, восстановления и отчисления по образовательной программе
  26. Информация о трудоустройстве выпускников за последние 3 года. Статистика
  27. Направления и результаты научной (научно-исследовательской деятельности)
  28. Документы и материалы по организации и проведению оценки обучающимися содержания, организации и качества образовательного процесса (положения, планы, графики проведения оценки, результаты оценки)
  1. Протоколы заседания Ученого Совета МГУ об утверждении программы
  2. Общая характеристика образовательной программы
    Общая характеристика образовательной программы
    Федеральный государственный образовательный стандарт 3+ по направлению 06.03.02 Почвоведение
  3. Учебный план
  4. Календарный учебный график
  5. Индивидуальные учебные планы обучающихся
  6. Численность обучающихся
  7. Аннотации к рабочим программам дисциплин (модулей) с приложением копии рабочих программ дисциплин (модулей)
    Аннотации
    Программы
  8. Программы практик
  9. Методические материалы
  10. Иные компоненты, включенные в состав образовательной программы
  11. Расписания учебных занятий
  12. Расписания промежуточных аттестаций
  13. Расписание государственной итоговой аттестации (итоговой аттестации)
  14. Документы и материалы о результатах научно-исследовательской работы обучающихся
  15. Договоры об организации и проведении практик, заключенные между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организациями, осуществляющими деятельность по профилю, соответствующему образовательной программе
  16. Договоры о сетевой форме реализации образовательной программы
  17. Сведения о научно-педагогических работниках
  18. Документы, подтверждающие наличие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, материально-технической базы, соответствующей требованиям образовательных стандартов
  19. Сведения о наличии приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья учебных кабинетов, общежития или интерната, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, электронных образовательных ресурсов, специальных технических средств обучения, условий питания и охраны здоровья обучающихся, а также о реализации адаптированных образовательных программ
  20. Договоры о создании организацией, реализующей образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность (при наличии)
  21. Договоры о создании образовательной организацией высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (при наличии)
  22. Документы, подтверждающие общественную аккредитацию организации, осуществляющей образовательную деятельность, в российских, иностранных и международных организациях и профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность (при наличии)
  23. Результаты независимой оценки качества подготовки обучающихся (при наличии)
  24. Документ об утверждении стоимости обучения по образовательной программе
  25. Результаты переводов, восстановления и отчисления по образовательной программе
  26. Информация о трудоустройстве выпускников за последние 3 года. Статистика
  27. Направления и результаты научной (научно-исследовательской деятельности)
  28. Документы и материалы по организации и проведению оценки обучающимися содержания, организации и качества образовательного процесса (положения, планы, графики проведения оценки, результаты оценки)
  1. Протоколы заседания Ученого Совета МГУ об утверждении программы
  2. Общая характеристика образовательной программы
    Общая характеристика образовательной программы
    Федеральный государственный образовательный стандарт 3+ по направлению 06.03.02 Почвоведение
  3. Учебный план
  4. Календарный учебный график
  5. Индивидуальные учебные планы обучающихся
  6. Численность обучающихся
  7. Аннотации к рабочим программам дисциплин (модулей) с приложением копии рабочих программ дисциплин (модулей)
    Аннотации
    Программы
  8. Программы практик
  9. Методические материалы
  10. Иные компоненты, включенные в состав образовательной программы
  11. Расписания учебных занятий
  12. Расписания промежуточных аттестаций
  13. Расписание государственной итоговой аттестации (итоговой аттестации)
  14. Документы и материалы о результатах научно-исследовательской работы обучающихся
  15. Договоры об организации и проведении практик, заключенные между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организациями, осуществляющими деятельность по профилю, соответствующему образовательной программе
  16. Договоры о сетевой форме реализации образовательной программы
  17. Сведения о научно-педагогических работниках
  18. Документы, подтверждающие наличие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, материально-технической базы, соответствующей требованиям образовательных стандартов
  19. Сведения о наличии приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья учебных кабинетов, общежития или интерната, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, электронных образовательных ресурсов, специальных технических средств обучения, условий питания и охраны здоровья обучающихся, а также о реализации адаптированных образовательных программ
  20. Договоры о создании организацией, реализующей образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность (при наличии)
  21. Договоры о создании образовательной организацией высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (при наличии)
  22. Документы, подтверждающие общественную аккредитацию организации, осуществляющей образовательную деятельность, в российских, иностранных и международных организациях и профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность (при наличии)
  23. Результаты независимой оценки качества подготовки обучающихся (при наличии)
  24. Документ об утверждении стоимости обучения по образовательной программе
  25. Результаты переводов, восстановления и отчисления по образовательной программе
  26. Информация о трудоустройстве выпускников за последние 3 года. Статистика
  27. Направления и результаты научной (научно-исследовательской деятельности)
  28. Документы и материалы по организации и проведению оценки обучающимися содержания, организации и качества образовательного процесса (положения, планы, графики проведения оценки, результаты оценки)
  1. Протоколы заседания Ученого Совета МГУ об утверждении программы
  2. Общая характеристика образовательной программы
    Общая характеристика образовательной программы
    Федеральный государственный образовательный стандарт 3+ по направлению 06.03.02 Почвоведение
  3. Учебный план
  4. Календарный учебный график
  5. Индивидуальные учебные планы обучающихся
  6. Численность обучающихся
  7. Аннотации к рабочим программам дисциплин (модулей) с приложением копии рабочих программ дисциплин (модулей)
    Аннотации
    Программы
  8. Программы практик
  9. Методические материалы
  10. Иные компоненты, включенные в состав образовательной программы
  11. Расписания учебных занятий
  12. Расписания промежуточных аттестаций
  13. Расписание государственной итоговой аттестации (итоговой аттестации)
  14. Документы и материалы о результатах научно-исследовательской работы обучающихся
  15. Договоры об организации и проведении практик, заключенные между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организациями, осуществляющими деятельность по профилю, соответствующему образовательной программе
  16. Договоры о сетевой форме реализации образовательной программы
  17. Сведения о научно-педагогических работниках
  18. Документы, подтверждающие наличие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, материально-технической базы, соответствующей требованиям образовательных стандартов
  19. Сведения о наличии приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья учебных кабинетов, общежития или интерната, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, электронных образовательных ресурсов, специальных технических средств обучения, условий питания и охраны здоровья обучающихся, а также о реализации адаптированных образовательных программ
  20. Договоры о создании организацией, реализующей образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность (при наличии)
  21. Договоры о создании образовательной организацией высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (при наличии)
  22. Документы, подтверждающие общественную аккредитацию организации, осуществляющей образовательную деятельность, в российских, иностранных и международных организациях и профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность (при наличии)
  23. Результаты независимой оценки качества подготовки обучающихся (при наличии)
  24. Документ об утверждении стоимости обучения по образовательной программе
  25. Результаты переводов, восстановления и отчисления по образовательной программе
  26. Информация о трудоустройстве выпускников за последние 3 года. Статистика
  27. Направления и результаты научной (научно-исследовательской деятельности)
  28. Документы и материалы по организации и проведению оценки обучающимися содержания, организации и качества образовательного процесса (положения, планы, графики проведения оценки, результаты оценки)
  1. Протоколы заседания Ученого Совета МГУ об утверждении программы
  2. Общая характеристика образовательной программы
    Общая характеристика образовательной программы
    Федеральный государственный образовательный стандарт 3+ по направлению 06.03.02 Почвоведение
  3. Учебный план
  4. Календарный учебный график
  5. Индивидуальные учебные планы обучающихся
  6. Численность обучающихся
  7. Аннотации к рабочим программам дисциплин (модулей) с приложением копии рабочих программ дисциплин (модулей)
    Аннотации
    Программы
  8. Программы практик
  9. Методические материалы
  10. Иные компоненты, включенные в состав образовательной программы
  11. Расписания учебных занятий
  12. Расписания промежуточных аттестаций
  13. Расписание государственной итоговой аттестации (итоговой аттестации)
  14. Документы и материалы о результатах научно-исследовательской работы обучающихся
  15. Договоры об организации и проведении практик, заключенные между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организациями, осуществляющими деятельность по профилю, соответствующему образовательной программе
  16. Договоры о сетевой форме реализации образовательной программы
  17. Сведения о научно-педагогических работниках
  18. Документы, подтверждающие наличие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, материально-технической базы, соответствующей требованиям образовательных стандартов
  19. Сведения о наличии приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья учебных кабинетов, общежития или интерната, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, электронных образовательных ресурсов, специальных технических средств обучения, условий питания и охраны здоровья обучающихся, а также о реализации адаптированных образовательных программ
  20. Договоры о создании организацией, реализующей образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность (при наличии)
  21. Договоры о создании образовательной организацией высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (при наличии)
  22. Документы, подтверждающие общественную аккредитацию организации, осуществляющей образовательную деятельность, в российских, иностранных и международных организациях и профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность (при наличии)
  23. Результаты независимой оценки качества подготовки обучающихся (при наличии)
  24. Документ об утверждении стоимости обучения по образовательной программе
  25. Результаты переводов, восстановления и отчисления по образовательной программе
  26. Информация о трудоустройстве выпускников за последние 3 года. Статистика
  27. Направления и результаты научной (научно-исследовательской деятельности)
  28. Документы и материалы по организации и проведению оценки обучающимися содержания, организации и качества образовательного процесса (положения, планы, графики проведения оценки, результаты оценки)

Направление подготовки "Почвоведение"

01. Бакалавриат - ОП "Физика, мелиорация и эрозия почв"

02. Бакалавриат - ОП "Химия почв"

03. Бакалавриат - ОП "Биология почв"

04. Бакалавриат - ОП "Земельные ресурсы и функционирование почв"

05. Бакалавриат - ОП "Агрохимия и агроэкология"

06. Магистратура - ОП "Физика, мелиорация и эрозия почв"

07. Магистратура - ОП "Химия почв"

08. Магистратура - ОП "Биология почв"

09. Магистратура - ОП "Земельные ресурсы и функционирование почв"

10. Магистратура - ОП "Агрохимия и агроэкология"

11. Магистратура - ОП "Управление земельными ресурсами"


Направление подготовки "Экология и природопользование"

12. Бакалавриат - ОП "Экологический менеджмент и экобезопасность"

13. Бакалавриат - ОП "Радиоэкология"

14. Бакалавриат - ОП "Управление земельными ресурсами и биологический контроль окружающей среды"

15. Магистратура - ОП "Экологический менеджмент и экобезопасность"

16. Магистратура - ОП "Радиоэкология"

17. Магистратура - ОП "Управление земельными ресурсами и биологический контроль окружающей среды"

18. Магистратура - ОП "Экотехнологии"


Нормативные документы

Море и горный Кавказский хребет создали исключительное своеобразие природных условий на юге России. Если в средней полосе Российской Федерации смена климатических, почвенных особенностей и растительности происходит на протяжении сотен километров, то здесь эти изменения наблюдаются на протяжении десятка и даже одного-двух километров. Многообразие почв, изрезанность рельефа, изобилие влаги создали благоприятные условия для произрастания здесь самых разнообразных пород растений.

Специфические природные условия края, явились причиной возникновения и организации в 1894 году Сочинской сельскохозяйственной и садовой опытной станции, в позднее переименованная в Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт цветоводства и субтропических культур Российской академии сельскохозяйственных наук (ГНУ ВНИИЦиСК Россельхозакадемии). Лаборотория агрохимии и почвоведения была оборудована уже к 1896 году, основными направлениями исследований которой стали:

- всестороннее изучение почв субтропической зоны России;

- разработка принципов создания устойчивых агроценозов в субтропиках России на основе комплексного рационального использования природно-климатических ресурсов и средств химизации;

- мониторинг и прогнозирование состояния основных компонентов агроэкосистем (почва-растение) при разных уровнях агрогенной нагрузки;

- разработка приемов экзогенной регуляции адаптивного потенциала растений, с целью повышения их устойчивости к экологическим стрессам и обеспечения стабильной продуктивности агроэкосистем на основе использования макро- и микроудобрений.

Подробнее:

http://www.vniisubtrop.ru/struktura/laborotoriya-agrokhimii-i-pochvovedeniya.html

Студенты кафедры химии почв могут пройти практику в лаборатории агрохимии и почвоведения ВНИИ цветоводства и субтропических культур, в ходе которой сумеют:

Задачи:

  1. Ознакомиться с принципами разработки высокоэффективных экологически сбалансированных систем минерального питания чая, южных плодовых и субтропических культур
  2. Понаблюдать за системой мониторинга состояния основных компонентов агроэкосистем при разных уровнях агрогенной нагрузки
  3. Изучить этапы анализа образцов субтропических почв и растений

Всероссийский Научно-исследовательский институт Фитопатологии входит в перечень научно-исследовательских учреждений, допущенных к проведению регистрационных испытаний по экологической оценке пестицидов.

В лаборатории химии окружающей среды ВНИИ Фитопатологии традиционно проводятся полевые, лизиметрические и лабораторные исследования по изучению поведения пестицидов в почвах и сопредельных средах.

Исследования, проводимые в больших лизиметрах совместно с факультетом почвоведения МГУ,  позволяют детально изучать процессы, связанные с разложением, перемещением в почвенном профиле и выносом за его пределы действующих веществ пестицидов.

В лабораторных опытах изучается разложение и сорбция пестицидов, влияние свойств почв и их режимов на эти процессы.

Альтернативой аналитического определения остаточных количеств пестицидов в объектах окружающей среды служит моделирование поведения пестицидов в почве, грунтовых и поверхностных водах, атмосферном воздухе.

Важным направлением работы лаборатории является определение экотоксикологических показателей пестицидов в рамках их регистрационных испытаний.  С этой целью научным коллективом и аспирантами разрабатывается методология оценки опасности и риска применения пестицидов для нецелевых почвообитающих организмов на примере дождевых червей.

Лаборатория принимает участие в разработке нормативных актов, регулирующих обращение пестицидов в РФ,  подготовке соответствующих методических документов (классификаций опасности, методов определения экологических показателей, инструментов и методов оценки риска пестицидов)

Подробнее: http://vniif.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=49&Itemid=39&lang=ru

Студенты кафедры химии почв могут пройти практику в лаборатории химии окружающей среды ВНИИ Фитопатологии, в ходе которой сумеют:

  1. Принять участие в полевых опытах по изучению разложения и миграции пестицидов в почве.
  2. Изучить этапы подготовки образцов почв к анализу на содержание пестицидов.
  3. Ознакомиться с методами анализа пестицидов в почве и со способами представления данных по изучению разложения и миграции пестицидов в почве.

Учебно-производственная практика (лекционно-ознакомительному курс) «Современные инструментальные методы химического анализа объектов окружающей среды» для студентов 4 курса, обучающихся по направлению "Экология и природопользование"

Целью практики является получение обучающимися представления о возможностях и особенностях современных инструментальных методов, применяемых при проведении исследований в области экологической химии; знакомство с методологией элементного и компонентного анализа почв и других объектов окружающей среды с использованием новейшего аналитического оборудования.

Задачи практики

1.      Знакомство с современной технической базой, аналитическими методами и подходами, применяемыми при химическом анализе объектов окружающей среды.

2.      Знакомство с особенностями функционирования аналитических комплексных лабораторий, осуществляющих экологический контроль за объектами окружающей среды.

3.      Формирование первичных навыков по проведению исследований в сфере экоаналитической химии, необходимых для дальнейшего выполнения квалификационных работ, самостоятельного решения научных и производственных задач.

Время проведения практики – сентябрь - ежедневно в течение недели (7 дней), руководитель практики - асс. Ю.А.Завгородняя и асс. А.В.Кирюшин.

Список рекомендованной литературы.

1. Основы аналитической химии. Методы химического анализа. Под ред. Ю.А.Золотова, Т.2. – М.: Высшая школа, 2002. – 494 с.

2. Эмиссионная фотометрия пламени и атомно-абсорбционная спектроскопия: электронное учебное пособие для студентов 2 курса / Казан. гос. ун-т, ХИ им. А.М.Бутлерова, каф. аналитической химии; сост.: А.Р.Гарифзянов. – Казань: Казан. гос. ун-т им. В.И.Ульянова-Ленина, 2009. – 94 с.

3. Теория и практика химического анализа почв. Под ред. Л.А. Воробьёвой. Москва, 2006. 400 с.

4. Пупышев А.А. Атомно-абсорбционный спектральный анализ. М.: Техносфера, 2009. 784 с.

Лекции №1 и №2 припреплены снизу страницы.

Вложения:
Скачать этот файл (лекция1.pdf)лекция1.pdf1303 Кб
Скачать этот файл (лекция2.pdf)лекция2.pdf1080 Кб

Практика в Почвенном институте им. В.В. Докучаева.

Факультет почвоведения МГУ и  Почвенный институт им. В.В. Докучаева связывает многолетнее сотрудничество. Почвенный институт им. В.В. Докучаева – лидер в области решения фундаментальных и прикладных задач почвоведения с более чем 80-ти летним опытом работ.  Научные исследования Почвенного института по своей тематике и содержанию сочетают разработки фундаментальных проблем почвоведения с решением конкретных прикладных задач по актуальным проблемам повышения плодородия, эффективности использования и охраны почвенных ресурсов в сельскохозяйственном производстве.

Студенты кафедры химии почв могут пройти практику в Испытательном центре Почвенного института. В лабораториях Почвенного института выполняется широкий спектр лабораторных исследований различных объектов (почв, грунтов, питьевой и природных вод, объектов растительного и животного происхождения и др.), необходимые для:  химического и физико-химического анализа почв в рамках комплексного мониторинга состояния почв земель сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения; оценки антропогенного загрязнения почв для дальнейшей рекультивации промышленных зон, оценки безопасности использования почв в сельскохозяйственных и других целях, и т.д., подробнее - http://www.esoil.ru/.

Целью практики является знакомство с работой производственной лаборатории. Задачи практики следующие: 1) ознакомиться с работой современного оборудования института, 2) изучить этапы подготовки образцов к анализу, 3) принять участие в потоковом анализе образцов почв, вод и растений

Практика студентов кафедры химии почв на нефтезагрязненных территориях.

Западная Сибирь всегда славилась своими природным ресурсами. С некоторых пор под природными ресурсами стали понимать, помимо прочего, нефть и газ.

За последние семьдесят лет преобразование биотопов Сибири приняло катастрофический характер: добыча нефти и газа, организованная в советское время, не учитывала экологические аспекты, связанные с влиянием на естественные биогеоценозы, складывающиеся в тех краях тысячелетиями. Урон, нанесённый добычей полезных ископаемых природе не оценивался.

В настоящее время нефтегазодобывающие компании заинтересованы в сохранении экологического равновесия в районах добычи, так как  штрафы за нарушение природоохранного законодательства весьма велики.

Ввиду этого добывающими компаниями привлекаются специалисты по оценке и разработке природовосстанавливающих технологий.

Заказчиками работ по выполнению рекультивационных работ являются такие крупные российские и зарубежные компании, как Роснефть, Газпромнефть, Шелл, Сургут нефтегаз, ТНК-ВР и другие.

Специалисты, подготавливаемые кафедрой, владеют знаниями, необходимыми для разработки технологий рекультивации нефтезагрязнённых земель.

Практика студентов кафедры химии почв проходит на территории Западной Сибири в местах добычи полезных ископаемых. В ходе практики студенты учатся отбирать образцы в зонах загрязнения и картировать загрязненные районы. Под руководством специалистов студенты создают карту территории, описывают природные условия участка, и, далее, по необходимости, участвуют в разработке планов производства работ по рекультивации загрязнённых земель.

В соответствии с личным планом работ, студенты выполняют химические анализы по прибытии на факультет под руководством научного руководителя.

 

Учебно-производственная практика кафедры химии почв по дисциплине «Экологический мониторинг»

Целью производственной практики по экологическому мониторингу является закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося и приобретение им практических навыков и компетенций в сфере проведения полевых и лабораторных исследований в области экологической химии, применения современных методов анализа химических загрязнений воздуха, почвенного покрова и поверхностных вод, оценки экологической ситуации на основе комплекса показателей, включающих существующие базы данных и полученные самостоятельно результаты.

Задачами производственной практики по экологическому мониторингу являются:

1.      Закрепление у студентов основ теории экологического мониторинга и экологического анализа объектов окружающей среды.

2.      Формирование у студентов представления о наборе прикладных задач, решаемых современными методами экологического мониторинга.

3.      Выработка навыков по планированию и проведению всех этапов цикла экоаналитического контроля.

4.      Знакомство с современной технической базой, аналитическими методами и подходами, применяемыми при химическом мониторинге объектов окружающей среды.

5.      Обучение проведению анализа экологической ситуации на местности в целях осуществления дальнейших мониторинговых исследований, включая диагностику источников химических загрязнений в районе исследования, выбор приоритетных загрязняющих веществ и оптимальных методов их детектирования в экосистеме.

6.      Обучение студентов приемам полевого пробоотбора объектов мониторинга, проведению лабораторной пробоподготовки образцов, получению и оценке качества аналитической информации.

7.      Ознакомление с особенностями функционирования аналитических комплексных лабораторий, осуществляющих экологический контроль за объектами окружающей среды.

Данная практика логически и содержательно-методически связана с лекционно-практическим курсом «Экологический мониторинг». 

Практика углубляет полученные знания и базовые умения в области аналитического определения показателей химического загрязнения, позволяет получить практические навыки полевых работ, которые невозможно преподать в камеральных условиях.

При выполнении задач практики студент также должен иметь необходимые знания по химии, физике, математике, иметь представление о протекании биосферных процессов.

Содержание работ на практике соответствует основной направленности получаемой студентами квалификации в области контроля за состоянием окружающей среды. Освоение полевых этапов экоаналитического мониторинга на учебной практике необходимо для дальнейшего прохождения производственных практик, выполнения курсовых и дипломных работ, самостоятельного решения научных и производственных задач.

Место проведения практики по экологическому мониторингу – территории г.Москвы, лаборатории Центра коллективного пользования ф-та Почвоведения МГУ, лаборатории Аналитической инспекции ГПБУ "Мосэкомониторинг" г.Москвы.

Время проведения практики – летний период (июль) ежедневно в течение недели (7 дней), руководитель практики - Ю.А.Завгородняя

Практика студентов кафедры химии почв в Центрально-лесном Заповеднике.

В средней полосе  России осталось немного мест, где природа сохранилась во всей своей первозданной целостности и красоте. Мест, где есть участки векового елового леса, который не вырубали последние 300 лет, а может быть и больше. Мест, где можно встретить Хозяина тайги – бурого мишку, где просеку, не спеша, пересекает енотовидная собака со своим потомством, где в чаще живут рыси, где обитает черный аист – одна из очень редких птиц, мест, где утром слышны дробь дятла и пение иволги. 

Таким местом является Центральный лесной государственный природный биосферный заповедник (ЦЛГПБЗ) – поистине эталон ненарушенных человеком ландшафтов южной тайги. Заповедник расположен в Тверской области, всего в 330 км к северо-западу от Москвы, на водоразделе двух крупных речных артерий – Волги и Западной Двины.

Заповедник знаменит не только своими коренными лесами, но и обширными верховыми болотами, заросшими сфагнумом и пушицей, клюквой и багульником, морошкой и единичными карликовыми соснами.

Заповедник был основан в 1931 году, и в нем сразу же начались комплексные исследования всех компонентов природных экосистем. Под руководством профессора А.А.Роде при активном участии И.С.Васильева, М.М.Абрамовой и И.Н.Скрынниковой была создана почвенная станция, на которой с 1938 года начали проводить уникальные наблюдения за динамикой водного режима и химических свойств твердой и жидкой фаз почв, занимающих разное положение в геохимическом ландшафте. Такого рода исследования в то время, очевидно, не имели аналогов в мировой практике почвенных  работ, они позволяли проникнуть в «жизнь» почвы, понять механизмы ее функционирования.

К сожалению, война прервала начатые исследования, но почвенный материал, который был получен в 1938-1940 годах и впоследствии опубликован, до сих пор имеет огромную ценность. Он дает возможность оценить изменения, произошедшие с химическими свойствами почв за последние 70 лет, а с методической и методологической точки зрения является эталоном в отношении получения и интерпретации данных о «жизни» почвы.

В 70-80-ые годы прошлого века в заповеднике активно работали сотрудники, аспиранты и студенты кафедр географии и физики и мелиорации почв – М.Н.Строганова, С.А.Шоба, С.Я.Трофимов, Л.О.Карпачевский, Е.А.Дмитриев, В.Ф.Басевич. Их трудами на значительную часть территории заповедника была составлена почвенная карта, разработана рабочая классификация почв, получен богатый фактический материал по химической характеристике и физическим свойствам почв.

Чем занимаются на практике в ЦЛГПБЗ студенты кафедры химии почв?

Обязательным элементом практики является знакомство с наиболее широко распространенными в заповеднике экосистемами и их почвами – это ельники сфагново-черничные на торфянисто-подзолисто-глееватых почвах, ельники зеленомошно-кисличные с участием неморального разнотравья на подзолистых почвах, экосистемы пойм мелких ручьев, верховые болота с торфяными почвами.

В ЦЛГПБЗ есть богатая библиотека, поэтому в процессе прохождения практики студенты имеют возможность проработать литературу по почвам и природным условиям заповедника и использовать этот материал в отчете о практике.

В поле студенты описывают разрезы и отбирают образцы для выполнения курсовых и дипломных работ, которые посвящены различным вопросам химии почв: их кислотно-основному состоянию, содержанию и составу глинистых минералов, несиликатных соединений  Fe и Al, органического вещества.  В последние годы большое внимание уделяется влиянию функционирования ризосферы деревьев на химические свойства почв и минералогический состав тонкодисперсных фракций, а также вопросам устойчивости почв к воздействию кислотных и щелочных реагентов. 

Студенты  принимают активное участие в организации и проведении модельных полевых экспериментов, в частности в закладке опыта по выветриванию тест-минерала (биотита) в ризосфере ели.

В течение последнего десятилетия руководят полевыми практиками в заповеднике профессора кафедры химии почв Т.А.Соколова и И.И.Толпешта. Также в разные годы в ЦЛГПБЗ работали на летней практике Г.В.Мотузова, М.С.Малинина, Е.И.Караванова, Д.В.Ладонин, М.С.Розанова, А.Д.Шапиро.

Со стороны администрации и сотрудников ЦЛГПБЗ мы всегда видим самое внимательное и доброжелательное отношение – нам представляют бесплатное жилье, дают транспорт для дальних маршрутов, помогают решать бытовые проблемы. 

Подробнее о физико-географическом положении, истории заповедника и его деятельности - на сайте http://www.clgz.ru/

 
 

 
 
 
Спонсор конференции: