Абитуриенту

21 ноября Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова проводит виртуальный День открытых дверей для иностранных абитуриентов на портале https://openday.msu.ru/ru
 
В 12:00 (GMT+3) ректор МГУ академик Виктор Садовничий торжественно откроет мероприятие, а также расскажет его участникам о прошлом, настоящем и будущем Московского университета. С 14:00 (GMT+3) представители факультета почвоведения в режиме реального времени поделятся особенностями обучения на основных образовательных программах и ответят на вопросы абитуриентов.
 
В программе мероприятия:
 
- Выступление ректора МГУ академика В.А.Садовничего;
- Информационная сессия об особенностях поступления для иностранных граждан в 2022 году;
- Интервью деканов факультетов;
- Онлайн-сессии с сотрудниками приемных комиссий факультетов и презентации образовательных программ;
- Требования к поступающим, проходные баллы и статистика приема 2021 года;
- Панорамы учебных и научных корпусов в формате виртуального тура.
 
Регистрация на мероприятие открыта на портале https://openday.msu.ru/ru  Ждем Вас на Дне открытых дверей 21 ноября 2021!
Интервью ко Дню открытых дверей - 2021
 
На наши вопросы отвечал:
 
Михаил Чекин, аспирант третьего года обучения по направлению «Экология».
 
1. Без чего ваш факультет - не ваш факультет?
 
Факультет почвоведения для меня – это прекрасные люди: преподаватели и студенты. Почвоведу с почвоведом всегда будет о чём поговорить, необязательно об объекте исследования. Факультет формирует свою собственную среду, которая оказывает влияние на людей, это заметно, когда общаешься с представителями других факультетов.
 
2. Чему самому интересному вы научились на факультете?
 
На факультете я научился мыслить шире. Этому способствует многообразие дисциплин и направлений на факультете. Это очень ценно – выйти за пределы своего взгляда на вещи, понять другие точки зрения, другой образ жизни, другие ценности. Важно помнить, что у каждого своя правда, и зачастую она не совпадает с вашей.
 
3. Пару слов о вашем лучшем преподавателе?
 
На нашем факультете есть преподаватели, которые способны перевернуть твои представления и всячески способствовать на твоём пути к познанию. Если вы видите эти качества в преподавателе, значит вам повезло, цените это.
 
4. Какие, на ваш взгляд, самые интересные учебные или научные направления есть на факультете?
 
Я уверен, что практически каждый на факультете найдет себе занятие по интересу. Направления настолько разнообразны и гибки, что пересекаются с другими науками и дисциплинами, в общем-то далёкими от почвоведения. По моему мнению, сейчас наиболее интересным и многообещающим направлением является создание карбонового полигона на базе УОПЭЦ «Чашниково».
 
5. Какое событие университетской жизни вам запомнилось больше всего?
 
На мой взгляд, главным внеучебным мероприятием всегда было и остается ежегодное Посвящение первокурсников. К сожалению, в период пандемии возникают трудности с его организацией. Но кто сказал, что мы боимся трудностей?
 
6. Какое событие университетской жизни вам запомнилось больше всего?
 
Из всех университетских событий мне больше всего запомнилась зональная практика. Да и вообще все полевые практики. Но самая-самая – «зоналка». Впечатления от нее настолько велики, что возвращаешься оттуда другим человеком, а те, кто по каким-то причинам не хотят туда ехать поначалу, по итогам меняют свое отношение и хотят повторить это событие.
 
Мое пожелание абитуриентам:
 
Дорогу осилит идущий. Пусть удача сопутствует вам во всех начинаниях!

Интервью ко Дню открытых дверей - 2021

На наши вопросы отвечала:

Ольга Манакова, студентка второго курса магистратуры по направлению «Почвоведение», кафедра географии почв.

1. Без чего ваш факультет - не ваш факультет?
 
Полевые практики — одна из самых важных и неотъемлемая часть факультета. Как такая наука, как почвоведение, которая относится к естественным, может обойтись без выездов на природу? Без изучения полей и лесов? Даже в городе, для того, чтобы понять устройство почв парков и скверов, почв под асфальтовым покрытием, необходимо иметь навыки работы и морфологического описания разрезов.
 
Хочу отметить, что мои личные навыки работы в поле пригодились мне на одной из подработок в институте географии РАН.
 
2. Чему самому интересному вы научились на факультете?
 
Для меня самым интересным на факультете было научиться видеть в почве то, что скрыто для обывателя. Просто держа в руках образцы почв, можно увидеть их происхождение, состояние, и многое другое. Так же было интересно научиться работать в современных программах, как по статистике, так и по картографии. Совершенствуя свои навыки сначала делая «руками», а затем при помощи программ, намного глубже понимаешь суть предмета.
 
3. Пару слов о вашем лучшем преподавателе?
 
Сложно выбрать одного человека, которого я могла бы назвать лучшим! На мой взгляд лучший — это тот, кто вдохновляет.
Мой первый преподаватель на семинарах по почвоведению — Галина Владимировна Стома. Этот человек научил меня мыслить, как почвовед. Находить закономерности, выделять главное и отбрасывать лишнее. Конечно, именно она заинтересовала меня предметом почвенной науки!
 
Прокофьева Татьяна Вадимовна — преподаватель в зональной практике по почвоведению. По-настоящему профессионал своего дела! Да, приходилось многое запоминать и вникать, но это было увлекательно и интересно.
 
Мешалкина Юлия Львовна — один из самых удивительных преподавателей. Я не ожидала увидеть столько увлеченности своим делом в этом человеке. Работа в современных программах, сложная статистика простым языком — это всё она. Благодаря Юлии Львовне я стала востребованным специалистом в области не только почвоведения, но и картографии и работы с большими данными (big data science).
 
Могу перечислять и дальше, но просили всего пару слов 😄
 
4. Какие, на ваш взгляд, самые интересные учебные или научные направления есть на факультете?
 
Я обучаюсь на кафедре географии почв, но как мне кажется, каждый найдёт тут что-то интересное для себя.
 
Если вы увлекаетесь биологией — на кафедре есть направление, занимающееся биоиндикацией и биодиагностикой почв. Различные обитатели почв, от простейших до млекопитающих — удивительная микро- мезо- и мегафауна почвенного покрова.
 
Достаточно сложное, но по-научному увлекательное направление — палепочвоведение. Доисторические эпохи, археологические находки и многое другое — а как это связано между собой? Как распутать этот сложный клубок процессов в почве от отложения породы до настоящего времени?
 
А если вы всегда мечтали путешествовать? Изучение почвенного покрова мира открывает возможность обучения в других странах, совместного сотрудничества и стажировок в иностранных университетах.
 
5. Какое событие университетской жизни вам запомнилось больше всего?
 
Полевые практики — самое запоминающееся событие не только в университетской, но и во всей жизни. преодоление трудностей бок о бок с однокурсниками и преподавателями, работа с почвами «в живую» и неописуемые красоты подмосковья и различных областей городов России.
 
6. Ваше пожелание абитуриентам.
 
Как бы парадоксально это ни звучало, но лучше не идти на этот факультет, если у вас нет естественно-научного желания познавать природу вокруг себя. Особенно, если вы «не любите почвы», тогда обучение не принесёт вам ничего, кроме усталости и страданий.
 
Но если вы хотите обучаться на полевом факультете, ознакомились с программой почвенного направления и чувствуете, что вам может это понравиться и пригодиться — смело поступайте к нам, и студенческое время принесёт вам радость и успехи в будущей работе!

В весеннем семестре третьего курса (2021 год) я была на стажировке в Австрии в Зальцбургском университете. Туда я попала в рамках программы академической мобильности МГУ. Мне хотелось посмотреть, как устроена научная деятельность за рубежом и попрактиковать английский язык. Поскольку австрийцы не являются носителями английского языка, они разговаривают на таком же уровне, на каком учимся мы. У них более понимаемый акцент, медленнее речь, поэтому проблем с пониманием не возникало. Особенность обучения в иностранном универе также состоит в том, что ты сам выбираешь интересные тебе дисциплины. Сама стажировка представляла собой включённое обучение, то есть там я посещала занятия вместе с австрийскими студентами: слушала лекции и ходила на практикумы, а в свободное время успевала путешествовать. Для меня эта стажировка стала отличной возможностью познакомиться с культурой и бытом другой страны, стать более самостоятельной и расширить свой кругозор.

Наталья Шишигина, студентка кафедры биологии почв
из интервью для Студенческого научного общества факультета почвоведения

Летом после окончания первого курса магистратуры (2018 год) я ездила на стажировку в Токийский университет Сельского хозяйства и Технологий (Токио, Япония). Данная программа длилась 2,5 месяца и не подразумевала обучения в вузе. Английский нужен для общения с коллегами и научным руководителем во время исследований. Я выполняла научную работу «Исследование микоризного симбионта Oryza sativa» под руководством профессора Шина Оказаки в лаборатории микробиологии растений. Работа позволила мне расширить свои знания в области почвенной микологии, познакомиться с методами изучения арбускулярной микоризы на примере изучения риса. Мне было интересно узнать, как работают в лабораториях в другой стране, какие методы используют, как ведут быт и взаимодействуют между собой члены лаборатории. Кроме того, стажировка – это хорошая возможность увидеть, какими направлениями в вашей научной области занимаются в мире, и наладить контакты с зарубежными коллегами.

Маргарита Крючкова, аспирантка кафедры биологии почв
из интервью для Студенческого научного общества факультета почвоведения

На вопросы Студенческого научного общества отвечает выпускник 2019 года кафедры радиоэкологии и экотоксикологии Игорь Грабеклис. Игорь делится впечатлениями об обучении на кафедре, о студенческой жизни, рассказывает о трудоустройстве и даёт ценные советы!

Интервью взято корреспондентами газеты «Московский университет» (№6 (4566) июнь 2021)

Выпускница бакалавриата факультета почвоведения – 2021 Елизавета Деревенец, победительница Всероссийской олимпиады по экологии, лауреат многочисленных студенческих конкурсов и просто талантливый молодой ученый.

- Расскажи, пожалуйста, как начался твой путь в науке, как бы ты описала свои научные интересы?

- Моя научная деятельность началась еще в начальной школе. Первое исследование, в котором мне помогал папа, было посвящено влиянию выбросов котельных установок в окружающую среду Геленджика (моего родного города) и расчету эффективности их перевода на газ. Уже в 5-м классе я защищала свою работу на конкурсе в г. Королеве и заняла 1-е место. Все школьные годы я участвовала во множестве конкурсов и олимпиад по разным предметам, защищала честь Геленджика и своей школы №2 на уровне края и России.

- Почему ты выбрала именно МГУ? Как ты узнала о Московском университете?

- Нет сомнений в том, что Московский университет – это лучший вуз нашей страны. Мне посчастливилось стать студенткой без вступительных испытаний, благодаря победе на Всероссийской олимпиаде школьников по экологии. Я определилась со специальностью «Экология и природопользование», ознакомилась с учебными планами, рассказами выпускников и осознанно пришла на факультет почвоведения МГУ. Мне всегда было сложно выбирать что-то одно, хотелось изучать и химию, и географию и много чего еще. Я  поняла, что именно здесь смогу получить образование высокого уровня в области естественных наук. И заканчивая бакалавриат, могу с уверенностью сказать, что не ошиблась в своем выборе. Факультет почвоведения помогает студенту развивать комплексный взгляд на окружающий мир и дарит теплую дружественную атмосферу обучения, за что я благодарю своих друзей и преподавателей!

- Расскажи немного о научном сообществе, организатором которого ты являешься. Какие задачи там решаются?

- Студенческое научное общество на нашем факультете создано по инициативе студентов в конце 2019 г. На факультете почвоведения немало высококлассных молодых специалистов, большой студенческий потенциал и качественные исследования. Однако о нас знают немногие, поэтому основная задача СНО представлялась нам в повышении уровня научной активности студентов и взаимодействии с другими факультетами, вузами и организациями. Мы помогаем нашим студентам в выборе кафедры, организовываем встречи со специалистами и работодателями, проводим интервью с выпускниками – все для того, чтобы нынешние студенты видели свои возможности и не упускали их! Также мы активно налаживаем сотрудничество с другими научными обществами вуза и города, выходим на новые уровни взаимодействия с организациями. В январе-феврале 2021 г. мы впервые провели мероприятие с партнером – организацией «Городские реновации». СНО организовало экологический кейс на тему «зеленых» офисов. Мы с Наташей Коршуновой являемся организаторами СНО. У нас небольшая, молодая, но очень дружная команда. Нас поддерживают преподаватели факультета, к которым мы всегда можем обратиться за помощью, - Елена Александровна Тимофеева и Лев Анатольевич Поздняков.

- В каких еще проектах ты участвовала во время учебы? Оставалось ли время на общественную жизнь факультета?

- Я считаю, что человек способен сделать многое, главное, чтобы дело, за которое ты берешься, по-настоящему увлекало! Со 2-го курса я участвую в проектной деятельности и в кейс-чемпионатах. Вместе с друзьями мы решали кейсы от Департамента экологии и природопользования Москвы, компаний Unilever и BCG. На 3-4-м курсах я в свободное от учебных занятий время выполняла исследовательскую работу - анализировала почвенные пробы в лаборатории. А сейчас я состою в команде факультета, представляющей Россию в международном проекте со странами АСЕАН. Это новый для меня опыт международного научного сотрудничества. Однако мне нравится не только проводить время в лаборатории, но и принимать активное участие в жизни своего факультета и университета. С 1-го курса я в Студенческом совете, теперь уже второй год развиваю СНО и стараюсь активно помогать в организации мероприятий. За годы общественной активности мне удалось побывать в разных ролях, от волонтера до организатора крупных мероприятий. Например, поскольку у меня уже хороший опыт организатора, мне недавно предложили стать координатором команды пиара всероссийского мероприятия «Eco and the City» от экологического комитета Студсовета МГУ. В этот раз я отвечала за целую команду вверенных мне студентов-волонтеров, сама расставляла приоритеты, ставила задачи ребятам по налаживанию взаимодействия с российскими вузами. Приятно, когда активная научная и общественная деятельность поощряются – так я стала стипендиатом фонда имени В.И. Вернадского на 2020/2021 учебный год.

- Какие хобби у тебя есть? Как проводишь свободное время?

- В свободное время пою, путешествую и завариваю кофе (улыбается). С восьми лет я занималась в вокальной студии, участвовала в конкурсах, которые проходили и в России, и  в  Европе. Поступив в МГУ, продолжаю петь, хотя сейчас я уделяю творчеству гораздо меньше времени. На первом курсе я защищала честь Московского университета на «Студенческой весне». А больше всего мне нравилась организация факультетского праздника – «Дня почвоведа». В общем, моя творческая натура нашла себя и в Московском университете!

- Как ты видишь свое будущее по окончании бакалавриата? И какие тренды тебе представляются самыми актуальными в твоей профессии?

- Мне нравится быть студенткой. Собираюсь продолжить обучение в магистратуре: углубиться в специальность, выполнить планы по развитию науки для себя и для своего факультета. Профессия эколога обретает все большую важность, но одновременно с этим она становится все более разноплановой. Настоящий специалист-эколог необходим везде  – от  малых предприятий до крупных международных компаний. В первую очередь, это человек, который разбирается в различных аспектах науки и жизни: важны знания не только естественных наук, но также права, менеджмента, развитые мягкие навыки. Всему этому мы учимся в университете, набираемся опыта не только благодаря учебе, но и участию в мероприятиях. Мы учимся всю жизнь, даже по окончании университета необходимо развиваться, ведь научное знание не стоит на месте.

- Ты принимала участие в работе приемной комиссии факультета почвоведения. Расскажи, пожалуйста, об этом.

- Участие в приемной комиссии – интересный для меня опыт, который я получила летом 2020 г. Я наконец почувствовала всю глубину волнения абитуриентов, очень переживала за них. Приемная комиссия – это лицо факультета, и нам, участвовавшим в ее работе, важно было суметь поддержать растерявшегося вчерашнего школьника и вдохновить на учебу в Университете.

- Готовясь к интервью, мы узнали, что ты еще школьницей стала медиа фигурой - о тебе рассказал портал «Прибой» г. Геленджика. Инфоповодом было присуждение тебе премии Президента по поддержке талантливой молодежи. А какое твое исследование стало основанием для премии?

- Лауреатом Президентской премии поддержки талантливой молодежи я стала благодаря победе на Всероссийской олимпиаде школьников по экологии. Моя научная работа была посвящена фитоценологическому состоянию краснокнижной «сосны пицундской» и влиянию на лесной массив выбросов автотранспорта. На олимпиаде мы выступали командой и были горды тем, что представляли наш город и край и привезли в родной Геленджик медали призеров.

Беседовали Мария Брындина и Дарья Жаркова

Интервью взято корреспондентом газеты «Московский университет» (№7 (4567) август 2021)

«Зоналка»-2021 факультета почвоведения имела отличительные особенности. Из-за эпидемиологической ситуации зональная практика студентов состоялась не как обычно после 2-го, а после 3-го курса. Не таким, как всегда, стал и маршрут: начавшийся в Волгоградской области, он продолжился в Воронежской области, а завершился в Тульской. Открытиями необычного зонального маршрута поделились студентки Дарья Комкова (направление «Почвоведение») и Марина Сушенцова (направление «Экология»).

«Маршрут зональной практики прокладывался по основным земледельческим районам, – поясняет Дарья Комкова. – Стоянки каждый год расположены в одних и тех же местах, где удобно поставить лагерь, может без проблем проехать тяжелая автотехника с вещами и оборудованием. Обязательным условием стоянки является наличие места для забора воды недалеко от лагеря».

«Наши стоянки были выбраны идеально для того, чтобы увидеть и описать зональные плакорные растительные сообщества, зональные и интразональные почвы, – продолжает Марина Сушенцова. – И перемещаясь с юга на север, прекрасно видишь, как меняются климатические условия, рельеф, и как это сказывается на растительных ассоциациях и подстилающих их почвах, а также как изменяется вид природопользования».

– Сколько дней заняла полевая часть практики? В каких условиях приходилось жить и трудиться?

Марина: «Полевая часть практики длилась с 17 июня по 4 июля. Мы жили в настоящих полевых условиях: ночевали в палатках, все камеральные работы, питание – под открытым небом. Разбивали и устанавливали лагерь самостоятельно. Кто-то жил в палатке с друзьями, кто-то, как, например, я, в одиночестве».

Дарья: «Привыкнуть к палатке получилось не сразу: то под боком колола веточка, которую забыли убрать при установке палатки, то просто не спалось на новом месте. Рано вставать тоже не хотелось, особенно когда предстояло описывать разрезы почвы под палящим солнцем. Приходилось привыкать к сольпугам и мошкам в Волгограде, в Воронеже приспособиться к жаре, а в Туле – к прохладе. Но все трудности остались позади, и наш лагерь полностью наслаждался полевой жизнью!».

– Какие задачи ставятся перед студентами, которые отправляются на зональные практики? В чем их отличие у почвоведов и экологов? Все ли удалось выполнить?

Дарья: «Основной задачей практики является приобретение и закрепление навыков морфологического описания почвенного профиля и классификации почвы при помощи полевой диагностики. Также важной задачей является знакомство с растительностью и диагностика почв на основе этой же произрастающей растительности. Главная цель практики у почвоведов и экологов в целом одна – ознакомление с закономерностями формирования почвенного покрова различных природных зон. Почвоведы для этого изучают почвоведение и геоботанику, у ребят-экологов к этим дисциплинам прибавляются зоология и химический анализ. Да, объем новых знаний был весомым, но со всеми поставленными на практике задачами мы удачно справились!».

Марина: «У экологов и почвоведов одинаковые лекции и экскурсии по почвоведению и геоботанике, все готовят бригадный гербарий – 80 видов с трех стоянок на одну бригаду. Почвоведы описывают больше почв и делают почвенные катены, некоторые бригады готовят индивидуальные отчеты по практике. У экологов меньше разрезов – всего 15, у нас были дополнительные геоботанические задачи по фитоиндикации, описанию различных сообществ. Как бонус – мы ездили на террикон. Также у экологов были дополнительные занятия, экскурсии и эксперименты по зоологи, блок химии почв – так называются полевые анализы проб горизонтов описанных почвенных покровов. Моя бригада успешно сдала зачет по всем дисциплинам».

– Вместе со студентами на практику отправляются и преподаватели. Они делились своим опытом, советами? Помогали подготовиться?

Марина: «На эту практику с нами поехала Марина Сергеевна Розанова, мой научный руководитель. Марина Сергеевна советовала, как выбрать палатку: какой каркас лучший, какая должна быть водонепроницаемость, какой спальник самый подходящий, сколько их брать, а также какие вещи лучше захватить с собой и без чего можно обойтись. Непосредственно в поле преподаватели объясняли, как выбрать подходящее место для палатки. Лучше всего – выровненная поверхность. Ветки и шишки нужно убрать, при сильном ветре надо закрепить палатку на все растяжки, а лучше привязать их к дереву для большей устойчивости. Рассказывали, как спастись в жару. Например, в Волгограде нельзя обливаться водой – можно легко сгореть на солнце, лучше надеть шаровары и рубашку с длинным рукавом и воспользоваться солнцезащитным кремом, укрыться от солнца под зонтом. А в Воронеже, наоборот, мы обливались водой с ног до головы прямо на маршруте, чтобы не перегреться и не потерять сознание. С нами проводили инструктаж, как лучше подготовиться к полевому выходу. Здесь правило номер один – штанины всегда заправляют в носки, чтобы никакие насекомые, особенно клещи, не смогли заползти под одежду».

Дарья: «Преподаватели на практике – это очень интересные люди. Мне кажется, они просто влюблены в эти поля и леса, они горят желанием передавать свои бесценные знания. В ходе практики мы слушали лекции о каждой природной и почвенной зоне, лекции, посвященные классификации почв и их органическому веществу. Кроме лекций были камеральные работы, где преподаватели отвечали на вопросы, давали нам новую интересную информацию и помогали с написанием отчетов. Конечно, преподаватели помогали нам в первые дни привыкнуть к полевым условиям, делились лайфхаками полевой жизни, очень интересно рассказывали о своей зональной практике. Все это нас вдохновляло».

– Оставалось ли время на отдых?

Марина: «Времени не так много, как хотелось бы, все же программа практики обширна. На первой стоянке было очень жарко и ветрено, редко удавалось после обеда поспать в палатке и не перегреться. В свободное время мы разгадывали кроссворды, общались, играли в настольные игры, устраивали фотосессии или просто разговаривали обо всём: о впечатлениях, смешных историях из жизни, о мечтах и грядущем окончании бакалавриата. Нередко вспоминали практику после 1 курса на базе в Чашниково.

В Хреновском бору (Воронежская область) было поприятнее с погодой. После обеда можно было поиграть в бадминтон или волейбол, иногда мальчики играли нам на гитаре, удавалось даже порисовать и поспать. С одним из поваров нас сопровождала немецкая овчарка Берта, она лихо бегала с нами во время подвижных игр. Когда мы были в Тульских засеках, уже приближался зачет, поэтому все старались поскорее подготовить отчеты и выучить растения к геоботанике. На всех стоянках лучшее время отдыха был вечер, после линейки. Мы гуляли и разговаривали, играли в волейбол, мальчики – в футбол, по вечерам собиралась группа болельщиков Чемпионата Европы, кто-то усердно учил латынь. Но самое запоминающееся – это костер, песни под гитару и беседы».

Дарья: «У костра в кругу своих однокурсников, друзей чувствуешь единение с людьми и природой, которая тебя окружает. Можно погрузиться в свои мысли, наблюдая за языками пламени. После практики ваш плейлист обязательно пополнится подборкой песен «с костра». Когда снова слушаешь их дома, будто опять стоишь под звездами, озаренный огнем, и так тепло на душе. Вспоминая зональную практику, ловлю себя на мысли, что каждый день я улыбалась и смеялась. Бывали и трудные моменты, но каждый раз происходило что-то хорошее, что перекрывало все невзгоды. Для меня практика была нескончаемым потоком эмоций».

– Какие рекомендации вы бы дали студентам, которым предстоит отправиться на зональную практику?

Дарья: «Подготовка к выезду проходила весной, нужно было разобрать, починить и помыть оборудование. В конце мая мы разбирали бригадные ящики, чистили кухонный инвентарь, зашивали и чинили палатки общественного пользования. 31 мая был самый ответственный этап: погрузка. Грузили ящики, палатки, учебные материалы, столы, скамейки, личные вещи. Здесь важна командная работа, в одиночку решить такие задачи невозможно. Я рекомендую запомнить одно из главных правил: общественное превыше личного. Очень важно в первые часы стоянки поставить и облагородить места общественного пользования, а затем уже ставить свои личные палатки. А если что-то не получается, например, поставить палатку на первой стоянке, не стесняйтесь просить помощи у однокурсников, имеющих походный опыт».

Марина: «На мой взгляд, самое сложное – это выбор снаряжения и одежды: непонятно, какую взять палатку и спальник, какой фонарик нужен, как выбрать одежду – что понадобится, а что нет? Я советовалась и со студентами старших курсов, и с преподавателями. Перед отъездом каждый день проверяла прогноз погоды, читала информацию о растительности и почвах природных зон, где у нас будут остановки, чтобы сложился некоторый фундамент знаний. Студентам, готовящимся к зональной практике, я бы рекомендовала покупать палатку с максимальной водонепроницаемостью и «предбанником». По количеству вещей – может хватить и рюкзака в 50 литров. Также необходимо взять два спальника – один должен быть рассчитан на низкие температуры. Обязательно берите плед или термоодеяло спасателя, возьмите налобный фонарик (это очень удобно), резиновые сапоги, хорошие походные ботики и кроссовки на нескользкой подошве, одежду как на жаркую, так и на холодную погоду (ищем баланс), не лишними будут рабочие перчатки, «противокомарные» костюмы, средства от насекомых (в том числе и порошок от муравьев), солнцезащитные кремы. А для перемещения по лагерю, мне кажется, самая удобная обувь – кроксы».

– Как оцените личный опыт зональной практики?

Марина: «Очень атмосферное во всех смыслах время! Однозначно я очень хочу снова поехать в «зоналку». Многие поступают на наш факультет ради этой практики, этого опыта, эмоций».

– Зональная практика факультета почвоведения для многих становится дорогим воспоминанием на всю жизнь. Вы чувствуете, что так же будет и для вас?

Марина: «У нас была полевая практика в Чашниково после 1-го курса, поэтому необходимый минимум знаний имелся, но то, чему мы научились в «зоналке», наверное, самое ценное и дорогое! Я всегда буду помнить, как мы поднимались на территории, как спускались с них, как вместе копали, спасали вещи от дождя, спорили в разрезе, ставили друг другу палатки и все вместе пели под гитару».

Дарья: «Зональная практика – это бесценный опыт, как научный, так и жизненный. Для меня – это первый опыт полевой экспедиции, в которой мы приобрели ценные знания. Отвечая на Ваши вопросы, я вспоминала наш палаточный лагерь, запах каши со сгущенкой по утрам и тушенки на обед, смех и обрывки песен, доносящиеся ночью от костра, танцующие языки пламени и байки в ночь дежурства, потрясающие виды сухой степи или долины реки Упы и еще тысяча моментов, которые навсегда останутся в сердце. Знания, полученные в поле, запоминаются в тысячу раз лучше учебника. Фотографии или описания почвы в литературе не передают ее настоящие свойства, а спускаясь в почвенный разрез, ощущаешь, как вся информация о процессах и свойствах, о которых ты читал, становится понятнее, все закономерности проясняются. В ходе практики влюбляешься в объект исследования – почву и в бескрайние поля, тенистые леса. Также зональная практика оказывает влияние на коллектив в целом, мы стали настоящей семьей почвоведов не только преодолевая трудности, но и проживая вместе тысячи счастливых, радостных моментов».

Марина: «Я бы добавила, что для любого студента нашего факультета «зоналка» становится рубежом между «до» и «после» во всех смыслах: от профессиональных навыков почвоведа/эколога до эмоционального развития».

Беседовала Анастасия Сычева
Фотографии предоставлены участниками практики

 

Интервью взято корреспондентами газеты «Московский университет» (№3 (4563) март 2021)
 

1-3 марта [2021 года] в г. Санкт-Петербурге прошли XXIV Докучаевские молодежные чтения «Почвоведение в цифровом обществе». Нам удалось пообщаться с Натальей Усковой, студенткой 3-го курса кафедры химии почв факультета почвоведения, автором доклада, удостоенного диплома I степени.

– Наташа, конечно же, хотим поздравить тебя с победой на Докучаевских чтениях! Расскажи о своем докладе. Как именно звучала его тема?

– Спасибо! Тема моего доклада – «Закономерности сорбции свинца минеральными горизонтами подзолистой почвы». Это первая моя научная работа, так что факт победы стал для меня немного неожиданным. В моей секции были студенты старших курсов, аспиранты и младшие научные сотрудники.

Было очень интересно послушать других участников, многие работы были сильными, с хорошо обработанными результатами.

– Наши читатели вряд ли близко знакомы со сферой почвоведения. Насколько нова тема, которой ты занимаешься?

– Почвоведение в целом – относительно молодая наука. В 1877 г. Вольное экономическое общество поручило профессору В.В. Докучаеву, основоположнику школы научного почвоведения, исследовать черноземную полосу России. В 1883 г. была опубликована его магистерская диссертация «Русский чернозем», которая послужила основой для выделения почвоведения как отдельной отрасти естествознания. Многие знаменитые ученые (в том числе В.И. Вернадский) также вели исследования в области почвоведения.

Почвоведение находится на стыке многих естественных наук и активно развивается, оно гораздо более многогранно, нежели кажется на первый взгляд. Именно этот фактор и стал решающим для меня при выборе специализации. Но, соглашусь, едва ли можно назвать эту научную дисциплину популярной на данный момент. Несколько раз я была волонтером на Дне открытых дверей в Главном здании МГУ, представляла свой факультет и заметила, что нередко абитуриенты просто не понимают, в чем суть почвоведения как науки, что именно она изучает.

– Как, по-твоему, можно сделать почвоведение более доступным для массовой аудитории научным направлением?

– Я думаю, понимание того, что почвенный покров – это не просто верхний слой литосферы, но еще и важнейшее звено в круговороте многих веществ, без которого невозможно было бы существование человечества, придет несколько позже. Любое строительство, к примеру, не может планироваться без участия почвоведов. Надеюсь, популяризации почвоведения поспособствует развитие тематических рубрик в соцсетях. Например, Студенческое научное общество нашего факультета регулярно проводит тематические лекции с разными учеными в группе ВКонтакте.

– А как начался твой личный научный путь?

– В начале 1-го курса мне просто хотелось получать новые знания, а вот понимания существа профессии было маловато (улыбается). Поворотным моментом стало знакомство с заведующей кафедрой химии почв Инной Игоревной Толпештой, которая стала и моим научным руководителем, и вдохновителем. Сначала я просто помогала другим ребятам с их работами, параллельно читая литературу. Потом уже появилась своя научная тема, связанная с загрязнением подзолистой почвы свинцом. В условиях повышения антропогенной нагрузки на экосистемы оценка сорбционных возможностей почв по отношению к тяжелым металлам является актуальной задачей. Свинец – сильный токсикант по отношению к человеку и животным, и потому очень важно понимать механизмы его миграции.

– Твои исследования касаются конкретного региона или имеют более глобальный характер?

– Почва, которую я исследовала, отобрана в Центральном лесном государственном биосферном заповеднике, расположенном в Тверской области. Безусловно, закономерности перемещения свинца неодинаковы в различных орографических условиях, однако общие данные по механизмам его поглощения будут сопоставимы для всех почв данного типа.

– Как ты видишь свое дальнейшее развитие в науке?

– На данный момент я работаю в Минералогическом музее им. А.Е. Ферсмана и начинаю научную деятельность на геологическом факультете параллельно с моей основной «почвенной» научной темой. Планирую работать и в области минералогии, и в области почвоведения, и далее выбрать для себя точку пересечения. Возможно, она будет связана с изучением глинистых минералов, обширно представленных в почвах различных типов.

– Какие тренды в современной почвоведческой науке ты бы выделила? На чем стоит сконцентрироваться молодому почвоведу?

– Как я уже говорила, почвоведение – многогранная наука, и изучают ее сейчас с самых разных сторон – с точки зрения почвенной микробиологии, агрохимии, земледелия, географических закономерностей, влияния возрастающей антропогенной нагрузки, минералогических особенностей…

Как мне кажется, наиболее интересно изучать закономерности воздействия различных загрязнителей на почвы разных типов, особенно интересны научные работы по их конкурентной сорбции.

– Мы знаем, что студенты-почвоведы участвуют в так называемых «зональных практиках» – изучении почв разных климатических зон в процессе экспедиций. Доводилось ли тебе принимать участие в подобных практиках?

– Да, такие практики – настоящая легенда! (Смеется). Некоторые даже хотят поступить на наш факультет ради зональных практик! К сожалению, в связи с эпидемиологической ситуацией моя «зоналка» (так мы называем практику) была перенесена на лето 2021 года. Надеюсь, в этот раз все же удастся съездить и узнать, что же такое настоящая полевая экспедиция.

– Вернемся к Докучаевским чтениям. Какие впечатления остались от конференции? Это был твой первый опыт выступления на подобных мероприятиях?

– Я благодарна организаторам за приятную атмосферу и соблюдение таймингов и своему научному руководителю Инне Игоревне Толпеште за качественную подготовку. Это был мой первый опыт выступления на конференции, и он оказался очень даже удачным.

– Мы знаем, что ты изучаешь английский и немецкий языки. А чем, помимо этого, увлекаешься? Участвуешь ли ты в студенческой общественной жизни?

– Кроме английского и немецкого, я изучаю и норвежский язык (наверное, стоит сказать, что также знаю медицинскую латынь, т.к. училась в мед/био классе Лицея №1535).

В течение 12-ти лет я занималась спортивно-бальными танцами. Но на 3-м курсе пришлось оставить это занятие – серьезно продолжать уже не получалось. Несколько раз в неделю хожу на тренировки, это помогает оставаться в тонусе. Увлекаюсь современной поэзией. Очень хочется попасть на литературный вечер Веры Полозковой, когда масштабы пандемии сократятся.

И общественная жизнь факультета мне, безусловно, близка. На первом курсе я много «волонтерила», позже была главой стипендиального комитета Студенческого совета МГУ (в 9-м созыве). Сейчас я заместитель председателя Студсовета факультета почвоведения, занимаюсь стипендиальными и правовыми вопросами на факультете уже второй год.

Беседовали Мария Брындина и Дарья Жаркова

 

Интервью ко Дню открытых дверей - 2021

На вопросы Пресс-службы МГУ отвечала:

Александра Князева, второй курс магистратуры по направлению «Почвоведение», кафедра биологии почв.

Без чего ваш факультет - не ваш факультет?

Почвоведение было бы не таким, если бы не было практик, лабораторий, улыбок и смеха, песен под гитару, утомительной иногда учёбы и подготовки к экзаменам ночи напролёт. Мы были бы не мы, если бы не были такими целеустремленными, интересующимися, разносторонними, но все равно объединенными под крышей одного факультета.

Чему самому интересному ты научилась на факультете?

Самое важное - научиться оперировать полученной информацией. Тут не учат запоминать, тут учат учиться. И учиться всегда и во всем.

Пару слов о твоем лучшем преподавателе?

Мой лучший преподаватель - это мой научный руководитель - Лысак Людмила Вячеславовна, заведующая лабораторией бактериологии на биологии почв. Очень добрый, отзывчивый и разумный, но при этом прямой и стоящий на своём педагог, который очень легко заинтересовывает тебя в своём предмете. Но я не могу сказать, что в университете есть какие-то «плохие» преподаватели, с которыми я сталкивалась. Каждый из них очень сильно любил свой предмет и старался нести его в массы так, чтоб и другие начинали его любить и понимать.

Какие самые интересные учебные или научные направления есть на факультете?

Сфера моих научных интересов распространяется на ненарушенные почвы тропических лесов, взаимодействие микроорганизмов и растений, городские почвы, ландшафтный дизайн, земельные ресурсы и кадастры.

Какое событие университетской жизни тебе запомнилось больше всего?

Мое первое сентября на первом курсе с множеством новых знакомств, костёр в Чашниково после второго курса с песнями под гитару и бесконечным ночным небом в поле, мое первое собрание в студенческом совете в качестве председателя.

Твое пожелание абитуриентам?

Вы все сможете. Вы - сильное настоящее, которое при должном старании и терпении превратится в прекрасное будущее. Стремитесь к лучшему. И, если вы решите поступать в наш университет, вас научат, как до этого «лучшего» добраться.

Дорогие школьники и взрослые, абитуриенты и им сочувствующие, все, кого интересует учеба и достижения нашего факультета!

7 ноября 2021 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова приглашает вас на виртуальный день открытых дверей: https://openday.msu.ru/

В 12:00 начнется выступление ректора Московского университета академика В.А.Садовничего, который расскажет всё самое важное об МГУ: его настоящем и будущем, крупных проектах, новых образовательных программах, международном сотрудничестве и студенческой жизни.

В 12:45-13:00 состоится информационная сессия о поступлении в Университет. Абитуриенты узнают об изменениях в правилах приема, особенностях поступления на разные факультеты, олимпиадах и экзаменах.

С 14:00 до 15:00 приглашаем вас на видеоконференцию факультета почвоведения. Вы сможете пообщаться с и.о. декана, чл.-корр. РАН Павлом Владимировичем Красильниковым, узнаете об основных аспектах обучения на факультете и о том, на какие вызовы современности призваны дать ответ почвоведы и экологи. Также вас ждет презентация приемной комиссии, которая ответит на все ваши вопросы, касающиеся поступления. 

 

Пропустили? Не нужно расстраиваться! Все материалы останутся доступными на нашем сайте и на портале Дня открытых дверей, а кроме того - вас ждут новые публикации. Следите за новостями!

 

Свои вопросы о поступлении на факультет почвоведения МГУ Вы всегда можете задать по e-mail Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Актуальная информация:

О преимуществах обучения на факультете почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова, о задачах, для решения которых необходимы почвоведы, о приоритетных направлениях развития этой науки и о том, почему почвоведение - это космос, в интервью каналу «Агропрогноз» рассказал и.о. декана, доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАН Павел Владимирович Красильников:

Наш почвовед и даже эколог (немножко в меньшей степени) это некий «универсальный солдат», который знает всё, пусть где-то и поверхностно. Он знает геологию, геодезию, ботанику, физиологию растений, он проходит семь курсов химии... В современном мире очень нестабильно на рынке труда: уже ходят слухи, что искусственный интеллект возьмет на себя труд бухгалтера - одна из самых массовых профессий - а сейчас искусственный интеллект берет на себя роль водителя...

А почвоведа искусственный интеллект не сможет заменить?

Нет. Почвовед незаменим, потому что он универсален, он адаптируется к любой задаче. Сегодня нам нужно заниматься биологическим разнообразием - и почвовед занимается биологическим разнообразием, нужно заниматься углеродом, изменениями климата - и почвовед занимается изменениями климата, нужно повышать урожайность - он идет и повышает урожайность. Завтра надо будет заниматься загрязнением грунтовых вод - и почвовед тут же в первых рядах. За счет того, что мы даем такое широкое образование, почвовед легко адаптируется к любой задаче, которая перед ним встает, он не останется не у дел, потому что у него не найдется каких-то компетенций.

Узнать больше и получить ответ на любой вопрос о поступлении и обучении на нашем факультете вы сможете на виртуальном дне открытых дверей 7 ноября 2021 года. Подключайтесь: https://openday.msu.ru/

 

Сегодня исследования экологов и почвоведов затрагивают основы существования человечества. Обеспечение продовольствием и качественной средой обитания, глобальные изменения климата, нехватка пресной воды, истощение запасов ископаемого горючего, качество воздушной среды и прочее, и прочее... Казалось бы, что общего между всеми этими проблемами, какая наука в состоянии найти спасение? Но все они в той или иной степени замыкаются на почве - четвертом царстве природы. И решение их следует искать с помощью почвоведения.

Роль почвы в нашей жизни остается первостепенной уже на протяжении 10 тысяч лет, с тех самых пор, как человек вышел из первобытного состояния и перешел к производящему хозяйству. Почва - необходимое средство и материальная основа обеспечения продукцией сельского хозяйства, высококачественной и экологически чистой. При этом речь идет не только о продуктах питания, но и о выращивании технических культур, получении экологически безопасных материалов и биотоплива.

Но не менее важно, что почва выполняет ряд ключевых глобальных биосферных функций, по отношению к которым она незаменима. Она является основным звеном биогеохимических циклов всех элементов на Земле, регулируя процессы обмена веществом и энергией между атмосферой, литосферой, гидросферой и биосферой. Почву пронизывают корни растений, гифы грибов, она дает приют не подсчитанному еще количеству видов животных и микроорганизмов, многие из которых уникальны и представляют ценность для перспективных биотехнологий. Почва является одним из важнейших источников парниковых газов - и мощным фильтром, способным к их поглощению. Она аккумулирует в себе загрязняющие вещества: тяжелые металлы, радионуклиды, разлившиеся нефтепродукты - препятствуя их попаданию в воды и живые организмы. Но она ранима и требует пристального внимания эколога, способного провести грамотную рекультивацию загрязненных почв. Почва - зеркало ландшафта, и только на здоровых почвах может существовать и функционировать здоровая экосистема: в том числе и искуственная, при помощи которой ландшафтный дизайнер формирует комфортную для человека городскую среду.

 

Близость почвоведения и экологии особенно ярко проявляется на факультете почвоведения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, являющимся крупнейшим учебно-научным центром страны, готовящем высококвалифицированных специалистов по направлениям 06.03.02 и 06.04.02 «Почвоведение», а также 05.03.06 и 05.04.06 «Экология и природопользование».

По обеим специальностям на факультете реализованы все уровни высшего образования: закончив обучение в бакалавриате, выпускник имеет возможность продолжить свое обучение в магистратуре по тому же направлению подготовки, для углубления избранной специализации. Для выпускников других ВУЗов открыт прием в двухлетнюю магистратуру. На факультете почвоведения ведется обучение в аспирантуре, действуют два диссертационных совета, присваивающих степени кандидата и доктора биологических наук.

 

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Очень важную роль в подготовке естествоиспытателей на факультете почвоведения играют учебные полевые практики, где студенты осваивают современные полевые методы исследования почвенного покрова, атмосферы, контроля окружающей среды. Особое место занимает зональная практика по основным природным зонам европейской части России, чрезвычайно полезная в учебном отношении и оставляющая неизгладимые впечатления у всех, кто ее прошел.

Одной из главных особенностей университетского образования является сочетание обучения с проведением собственной исследовательской работы. Факультет почвоведения, являясь одним из ведущих исследовательских центров в области экологии и почвоведения, предоставляет студентам возможности научного поиска. Сотрудники факультета плодотворно работают над крупными научными проектами, в которых студенты принимают самое непосредственное участие. Каждый выпускник готовит и защищает перед государственной комиссией свою научую работу, большинство из них отличаются высоким качеством и публикуются в профильных рецензируемых журналах.

 

КВАЛИФИКАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ

Наши выпускники обладают гибким мышлением и подготовлены к решению разнообразных задач как в науке, так и в бизнесе. Они способны прорабатывать фундаментальные теоретические проблемы экологии и почвоведения в научно-исследовательских учреждениях, успешно работать в производственной сфере или заниматься экологическим мониторингом и экспертизой. Университетское образование и широкий кругозор делают их готовыми к участию в междисциплинарных проектах, а также получению новых знаний и навыков.

 

Количество мест в бакалавриате - 71/10 (бюджет/контракт)

Вступительные испытания - ДВИ: биология; ЕГЭ: биология, химия или география (на выбор абитуриента), математика, русский язык

Поступление без вступительных испытаний - победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии и биологии, а также олимпиады «Ломоносов» по экологии

Проходные баллы - 350...380 из 510.

Количество мест в магистратуре - 43/5 (бюджет/контракт)

Профили подготовки с интегрированной магистратурой - «Земельные ресурсы и функционирование почв», «Агрохимия и агроэкология», «Физика, мелиорация и эрозия почв», «Химия почв», «Биология почв»

Профиль подготовки внешней магистратуры - «Управление земельными ресурсами»

 

Учебный план по подготовке высококвалифицированных специалистов в области почвоведения – это хорошо сбалансированный состав учебных дисциплин, их распределение по семестрам в течение всего срока обучения. 

Он построен так, чтобы на 1 и частично на 2 курсах обеспечить фундаментальную подготовку по основным естественным наукам, включая математику, физику, химию, общую геологию и минералогию, географию, биологию, экологию и другие. Образование в области гуманитарных наук студентам дает изучение истории, культурологи, основ экономической теории и права, социологии и других дисциплин.

Все это закладывает базу для последующего изучения основных разделов почвоведения на 2 и 3 курсах: биологии почв, химии почв, физики почв, географии почв, генезиса и эволюции почвенного покрова и т.д. Профессиональная теоретическая подготовка сопровождается лабораторными занятиями, что позволяет студентам получать практические навыки экспериментальных исследований и умение работать с современными приборами.

Большое внимание уделено изучению основ программирования и вычислительной техники, которые затем используются при освоении математического моделирования природных процессов, современных информационных технологий.

Обучение на старших курсах бакалавриата и затем в магистратуре посвящено изучению специальных дисциплин, необходимых как в исследовательской, так и практической деятельности почвоведа: агрохимия и физиология растений, геоинформационные системы, земельный кадастр, управление земельными ресурсами, мониторинговые исследования почв и др. Охватить весь спектр знаний на должном уровне невозможно, поэтому с 3 курса бакалавриата и студенты-почвоведы выбирают и проходят узкую подготовку по одному из профилей: «Земельные ресурсы и функционирование почв», «Агрохимия и агроэкология», «Физика, мелиорация и эрозия почв», «Химия почв», «Биология почв».

В соответствии с потребностями общества в условиях новых экономических отношений претерпевает изменение и учебный план. В последние годы перед почвоведами наиболее актуальными стали задачи рационального использования земельных ресурсов, экологической оценки состояния окружающей природной среды, внедрения новых технологий рационального природопользования. Это нашло отражение и в структуре учебного плана: усилено изучение современной нормативно-правовой базой, методов контроля и предотвращения  деградации почв в результате техногенеза, технологий мелиорации и  ремедиации почв, получения практических навыков почвенно-ландшафтного проектирования для создания ландшафтов с заданными эстетическими и функциональными свойствами.

Квалификация выпускника – почвовед

Областью профессиональной деятельности являются:

  • почвенно-экологические, почвенно-ландшафтные, почвенно-мелиоративные, оценочные организации, проводящие работы по почвенному покрову
  • организации, связанные с мониторингом окружающей среды и решением экологических задач
  • органы охраны природы и государственные органы управления землепользованием и природопользованием (федеральные и региональные учреждения Министерства природных ресурсов РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Госкомэкологии РФ, местных административных органов и других природоохранных ведомств и учреждений).
  • агрохимические, картографические и сельскохозяйственные организации различных форм собственности
  • научные и ведомственные научно-исследовательские организации, связанные с исследованием почв
  • высшие учебные заведения и др.

Объектами профессиональной деятельности являются: физическое состояние почв, мелиорация почв, химический состав почв и химический мониторинг,  биологическое состояние почв, география почв, генезис и эволюция почвенного покрова, агрохимия и биохимия почв, экология человека (адаптация и взаимоотношения со средой, медико-демографические проблемы); экологический менеджмент и аудит; управление земельными ресурсами, сертификация почв, экологический мониторинг и нормирование, экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду

Почвовед подготовлен к решению следующих задач:

  • оценке воздействий на почвенный покров,
  • организации управления земельными ресурсами и сертификации;
  • проектированию типовых мероприятий по охране почв;
  • проектированию и экспертизе социально-экономической и хозяйственной деятельности на территориях разного иерархического уровня;
  • моделированию и прогнозированию почвенных процессов;
  • обеспечению качества сельскохозяйственной продукции;
  • проведению экспертизы различных видов проектного анализа;
  • разработке практических рекомендаций по сохранению почвенного покрова;
  • контрольно-ревизионной деятельности;
  • информационному моделированию и разработке геоинформационных систем
  • почвенно-ландшафтному проектированию.

Количество мест в бакалавриате - 25/8 (бюджет/контракт)

Вступительные испытания - ДВИ: география; ЕГЭ: география, математика, биология или химия (один предмет на выбор абитуриента), русский язык

Поступление без вступительных испытаний - победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии и географии, а также олимпиады «Ломоносов» по экологии

Проходные баллы - около 290 из 410.

Количество мест в магистратуре - 25/5 (бюджет/контракт)

Профили подготовки с интегрированной магистратурой - «Экологический менеджмент и экобезопасность», «Радиоэкология», «Управление земельными ресурсами и биологический контроль окружающей среды»

Профиль подготовки внешней магистратуры - «Экотехнологии»

Межфакультетская магистерская программа - «Рациональное использование возобновляемых природных ресурсов»

 

Учебный план по подготовке экологов обеспечивает фундаментальную подготовку студентов 1 и 2 курсов по основным естественным наукам: математика, физика, химия, география, биология, общая геология, экология и др. Гуманитарное образование студентам дает изучение истории, культурологи, экономики, права, социологии и других дисциплин.

На 2 и 3 курсах на основе заложенного научного фундамента идет изучение основных разделов экологии: экология организмов, экология человека, экотоксикология, устойчивое развитие, биологический контроль окружающей  среды, кадастры природных ресурсов, молекулярно-биологические методы в экологии и т.д. Одним из главных преимуществ обучения экологов на факультете является сочетание теоретических курсов и профессиональной практической подготовки, заложенной во время лабораторных занятий. Это дает студентам базовые навыки экспериментальных исследований и умение работать с современным лабораторным оборудованием, применяемым в экологии и смежных науках.

Изучение программирования и вычислительной техники, а затем освоение математического моделирования природных процессов, современных информационных технологий используется при расчете экологического риска и оценке техногенных систем.

С 3 курса бакалавриата и затем в магистратуре студенты-экологи выбирают и проходят узкую подготовку по одному из профилей: «Экологический менеджмент и экобезопасность», «Радиоэкология», «Управление земельными ресурсами и биологический контроль окружающей среды». Это позволяет овладеть самыми современными достижениями, необходимыми как в исследовательской, так и практической деятельности.

В учебном плане постоянно находят отражение актуальные направления экологии, внедрение новых технологий и методов оценки состояния окружающей природной среды, технологические и региональные аспекты экологической безопасности производств в России, проблемы экологической безопасности при нефтедобыче, экологическая биотехнология, урбоэкология, современная нормативно-правовая база в сфере экологии.

Квалификация выпускника – эколог

Областью профессиональной деятельности выпускника по направлению «Экология и природопользование» являются:

  • проектные, изыскательские, производственные, маркетинговые, консалтинговые, экономические, юридические, научно-исследовательские, обучающие, экспертные отделы, департаменты, институты, бюро, фирмы, компании, центры и др. в сфере экологии и природопользования
  • органы охраны природы и государственные органы охраны природы и управления природопользованием (федеральные и региональные учреждения Министерства природных ресурсов РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Госкомэкологии РФ, местных административных органов и других природоохранных ведомств и учреждений)
  • службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, по экологической безопасности и экологической политике, службы системы мониторинга окружающей среды
  • экологические службы отраслей и органы местного самоуправления, природоохранные подразделения производственных мероприятий
  • химико-аналитические лаборатории, службы очистных сооружений, фермерские хозяйства
  • органы системы охраняемых природных территорий разного уровня и подчинения
  • общеобразовательные, профессиональные образовательные и образовательные организации высшего образования

Объектами профессиональной деятельности эколога являются: популяции, сообщества, экосистемы, экология человека (адаптация и взаимоотношения со средой, медико-демографические проблемы); экологический менеджмент и аудит; экологическое страхование и сертификация; экологический мониторинг и нормирование, экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду, экологические риски

Эколог подготовлен к решению следующих задач:

  • оценке воздействий на окружающую среду,
  • организации систем экологического менеджмента и сертификации;
  • проектированию типовых мероприятий по охране природы;
  • анализу медико-демографических проблем в условиях антропогенно-техногенных геосистем;
  • проектированию и экспертизе социально-экономической и хозяйственной деятельности на территориях разного иерархического уровня;
  • моделированию и прогнозированию экологических рисков ;
  • обеспечению экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности;
  • проведению экологической экспертизы различных видов проектного анализа;
  • разработке практических рекомендаций по сохранению природной среды;
  • контрольно-ревизионной деятельности, экологическому аудиту;
  • информационному моделированию и разработке геоинформационных систем.