Отзывы студентов и выпускников

Сегодня перед сотнями тысяч вчерашних школьников встает вопрос: куда идти учиться дальше? Кто-то уже давно знает ответ, а кто-то до сих пор выбирает и сомневается.

Биологический факультет, географический, химический - здесь большинству выпускников все понятно. Но почвоведение не изучают в школах, поэтому немногие знают, что скрывается за этим названием. А скрывается многое: от изучения химических процессов и микробных сообществ в почвах до глобальных экологических проблем и вопросов государственного кадастрового учета.

Чтобы отсечь все сомнения и помочь с выбором, факультет почвоведения начинает публикацию серии отзывов своих студентов и выпускников.

Содержание раздела: про что хотите почитать?

  • Про обучение на факультете в целом: 
  • Специальности и научные исследования:
  • Аспирантура и стажировки:
  • Экспедиции и практики:
  • Трудоустройство:
  • Или просто обновите страницу и читайте в случайном порядке!

Раздел регулярно обновляется. Если Вы хотите, чтобы и Ваш отзыв был опубликован здесь, присылайте его отв. секретарю приемной комиссии Позднякову Л.А. на адрес Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Своим опытом обучения на факультете делится Ольга Денисова, студентка 4-го курса направления «Экология и природопользование». Поступление, обучение, научная работа, производственные и учебные практики, культурная жизнь, студенческие организации и многое другое. Смотрим!

 

Летом после окончания первого курса магистратуры (2018 год) я ездила на стажировку в Токийский университет Сельского хозяйства и Технологий (Токио, Япония). Данная программа длилась 2,5 месяца и не подразумевала обучения в вузе. Английский нужен для общения с коллегами и научным руководителем во время исследований. Я выполняла научную работу «Исследование микоризного симбионта Oryza sativa» под руководством профессора Шина Оказаки в лаборатории микробиологии растений. Работа позволила мне расширить свои знания в области почвенной микологии, познакомиться с методами изучения арбускулярной микоризы на примере изучения риса. Мне было интересно узнать, как работают в лабораториях в другой стране, какие методы используют, как ведут быт и взаимодействуют между собой члены лаборатории. Кроме того, стажировка – это хорошая возможность увидеть, какими направлениями в вашей научной области занимаются в мире, и наладить контакты с зарубежными коллегами.

Маргарита Крючкова, аспирантка кафедры биологии почв
из интервью для Студенческого научного общества факультета почвоведения
Давным-давно школьница из Ульяновской области приехала в Москву, чтобы посмотреть столицу. Была в программе и экскурсия к Московскому Госуниверситету. По традиции дети бросили монетки в фонтан перед главной высоткой, загадав учиться здесь. Тогда желание казалось совершенной фантастикой. Оказалось, возможно всё.
 
Как Анжелика Астайкина поступила, училась, добилась высот в науке и не потеряла себя - в девятом эпизоде документального сериала «Научно. Лично». Вместе с героиней вы попадете и на крышу учебного корпуса факультета почвоведения, и в его катакомбы, узнаете, что такое ветланды, лизиметры и как укротить мейн-куна.
 
 

Сегодня я - выпускница Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова. А всего лишь несколько лет назад была обычной школьницей из далекой Ульяновской области. В те юные годы я и не подозревала о том, что смогу поступить и учиться в лучшем вузе нашей страны. С детства мне было интересно наблюдать за природой, я обожала поездки в лес, там папа учил меня узнавать птиц, собирать «правильные» грибы и ягоды.

Но серьезно заниматься экологией я стала в 9 классе. Именно тогда я узнала о том, насколько хрупка красота окружающего мира и как многое зависит от деятельности человека. Вместе с учителем биологии, которая и открыла для меня столь интересный предмет, мы проводили исследования, участвовали в экологических конкурсах и конференциях. Финальным штрихом нашей работы стала победа во Всероссийской олимпиаде школьников по экологии, которая дала мне право поступить в любой вуз, где обучают специалистов-экологов, без вступительных испытаний. Мой выбор пал на МГУ имени Ломоносова.

На тот момент, я мало знала о факультете почвоведения. Первое знакомство с ним произошло в июле 2010, когда мы с мамой приехали подавать документы в приемную комиссию. Помню, как с энтузиазмом расспрашивала секретаря о том, чем же здесь занимаются, что преподают и есть ли научные конференции и олимпиады. Не могу не отметить тот факт, что мне сразу понравился интерьер факультета: коридоры, обшитые деревом, аудитории с величественными партами, за которыми сидело не одно поколение – все это создает атмосферу фундаментальности университета и образования в нем (на память сразу приходит известное выражение: театр начинается с вешалки…).

Так и началась моя студенческая жизнь. У нас не было разделения на почвоведов и экологов с первого курса, направление подготовки выбиралось после второго года обучения, когда за спиной была практика в Чашниково и уникальная зональная практика. Я выбрала почвоведение, вторым шагом был выбор кафедры, который, признаюсь, был не из легких. Я посещала дни открытых дверей, советовалась с преподавателями и друзьями. Мне хотелось восполнить недостаток информации о законах в области земельных отношений, поэтому кафедра земельных ресурсов и оценки почв стала моей родной кафедрой.

На спецкурсах рассказывали о процедурах оценки ущерба, нанесенного различными видами загрязнений, о законодательстве в сфере отходов, о бонитировке почв, о нормировании антропогенного воздействия, учили рассчитывать кадастровую стоимость земель, показывали современные методы биоиндикации и биотестирования.

Курс об экологической экспертизе заканчивался прохождением производственной практики в организации, занимающейся подготовкой инженерно-строительной документации и разработкой технических регламентов, после которой стало понятно, как применять полученные знания в университете непосредственно в деле. При желании всегда можно найти работу по специальности, а можно продолжить свое обучение дальше в магистратуре и аспирантуре. Какой путь выбрать - зависит только от Вас!

В завершении хочется сказать замечательные слова одного преподавателя, что в моей жизни было два важных события – это рождение и поступление в Московский Государственный Университет!

Астайкина А., выпускница 2015, каф. земельных ресурсов и оценки почв, направление «Почвоведение»

Владимир Куликов, аспирант третьего года обучения кафедры земельных ресурсов и оценки почв рассказывает о своей научной работе. Владимир изучает возможности восстановления почв, загрязненных осадками сточных вод, с помощью ризосферных бактерий, мелиорантов и методов фиторемедиации под руководством Ирины Овакимовны Плехановой:

«Состав осадков сточных вод зависит от специфики промышленной деятельности района, при этом он обычно отличается высоким содержанием органических веществ, а также азота, фосфора, кальция, калия – элементов минерального питания растений. Вместе с этим, сточные воды в большом количестве содержат тяжелые металлы, полициклические ароматические углеводороды и патогенную микробиоту. Именно это и ограничивает возможности безопасного использования осадков сточных вод в качестве удобрений. А такая идея выглядит притягательной, поскольку позволяет одновременно и решить проблему утилизации данного вида отходов, и получить дешевое и эффективное удобрение.

Если сточные воды все же используются в этом качестве, то формируется комплексное загрязнение почв с высокой вариабельностью содержания тяжелых металлов. В таком случае необходима разработка мер по ремедиации почв для их дальнейшего безопасного и эффективного использования. Ремедиация - это комплекс мероприятий по устранению экологического ущерба. Для почв, загрязненных посредством внесения осадков сточных вод, мы изучаем разные методы восстановления: бактериальные препараты, внесение мелиорантов, фитомелиорацию. Каждый метод имеет и плюсы, и минусы. Моя задача – не только оценить возможность применения метода, но и сравнить их между собой, определить лучший, в том числе и по экономическим характеристикам.

Параллельно с учебой я работаю государственным инспектором в области охраны окружающей среды в Министерстве экологии и природопользования Московской области. Среди моих обязанностей – предупреждение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Сильные стороны почвоведа-эколога как специалиста на предприятии или в органах власти – это понимание законодательства в области охраны окружающей среды, нестандартное мышление и широкий спектр знаний».

Читать остальные отзывы о факультете почвоведения

Интервью от Студенческого научного общества факультета почвоведения

На наши вопросы ответили:

Сломинская Екатерина, студентка 1 курса магистратуры кафедры радиоэкологии и экотоксикологии (слева)

Кочеткова Василиса, студентка 2 курса магистратуры кафедры химии почв (справа)
 

— Расскажите о выборе кафедры и научного руководителя.

Екатерина: Ходила на дни открытых дверей на 2 курсе. Но все же самую полезную рекомендацию по кафедре и научному руководителю лучше получить от старшекурсников, которые расскажут, как работа идет «изнутри», а также от преподавателей лично. Ну и на сайте можно посмотреть всю программу.

Василиса: Я не слишком задумывалась о том, на какую кафедру поступать, кажется, даже не ходила на другие кафедры и не подавала заявлений, кроме как на химию. Я никогда не любила химию, но курс химического анализа почв мне очень понравился, в основном, благодаря Елене Александровне Тимофеевой. Поэтому, когда она предложила мне подать заявления на кафедру, я решила попытаться поступить, и у меня получилось.

— Расскажите о своей дипломной работе.

Екатерина: У меня достаточно интересная научная деятельность. Связана она с главным элементом чернобыльских выпадений - цезием-137. Научную работу и опыты я провожу на химическом факультете, на кафедре радиохимии. Работаю в закрытой лаборатории, доступ к которой получаешь после выдачи личного дозиметра и пропуска, так как в помещении повышен радиационный фон. Ну и к тому же взаимодействие с радионуклидами необходимо строго контролировать. Работа очень увлекательная, но в то же время достаточно опасная и требует четкого соблюдения правил безопасности.

Василиса: После бакалавриата я решила сменить тему работы, было несколько вариантов, но мы остановились на ОСВ [осадок сточных вод], поскольку, мне хотелось работу, которая имеет определенный практический выхлоп. Помимо этого, важно было не замыкаться на каком-то одном (двух, трех) методах анализа почв, хотелось расширить количество отработанных методов. К этой работе мне пришлось перечитать очень много нормативных документов и методик, научиться пользоваться базами технической документации и прочее. Этот опыт потом оказался очень полезен в работе.

— Впечатления от учебы на кафедре, полезность спецкурсов и профиты.

Екатерина: Я искренне люблю свою кафедру и всех преподавателей на ней. Очень приятный и отзывчивый коллектив. Студентов на кафедре любят, всегда есть возможность обратиться за помощью и ее с удовольствием окажут по любому вопросу. Если вас интересует радиация, ее влияние на окружающую среду и человека - вам точно на радийку :)

Василиса: Мне нравится учиться на кафедре Химии Почв несмотря на то, что многие вещи мне даются с трудом. Думаю, учиться на этой кафедре не только для меня бывает сложно, поскольку спецкурсы очень разнообразны, а материал дается обширный и непростой для понимания. Однако, очень многое из того, что нам рассказывали, в итоге нашло применение.

— Успеваете ли Вы работать?

Екатерина: В конце 4 курса были попытки работать, но надвигающийся диплом и госы вынудили пока эту затею оставить. Тут стоит выбор - либо работа, либо учеба. Возможность, конечно, есть, но что-то точно будет страдать. Оптимальный вариант работа на part-time. Работала в компании, которая консультирует государственный орган по вопросам экологии и ведет обширную просветительскую экодеятельность. Так же на 3 курсе проходила практику в Росприроднадзоре. Ну что могу сказать – кому-то такая работа по душе, тут все индивидуально.

Василиса: Я работаю в Национальном медицинском институте реабилитации и курортологии в лаборатории анализа лечебных грязей с 1-го курса магистратуры. Совмещать не всегда просто, особенно, когда обучение было в очном режиме. Сейчас немного проще.

— Какая сфера деятельности наиболее интересна для Вас?

Екатерина: Мне нравится работать в лаборатории, есть в этом что-то атмосферное. Самое главное - правильно подобрать научного руководителя, который будет не только контролировать процесс, но и обучать по ходу деятельности.

Василиса: Мне интересно работать в лаборатории, проводить анализы, хотя последнее время, я очень интересуюсь и темой организации лабораторий, какие есть требования, как должны лаборатории работать. Это именно то, чего, на мой взгляд, очень мало дают на кафедре и что важно знать, если хочешь заниматься не только наукой как таковой.

— Опыт участия в конференциях, конкурсах, кейсах и прочее.

Екатерина: На 3 курсе участвовала в конференции Ломоносов 2019 и заняла призовое место. На свой страх и риск решили участвовать на химическом факультете. Было немного страшно, так как я была самая «маленькая», да и вообще экологи раньше никогда не выступали на этой секции. Коллеги с химфака очень приятно приняли :) На 4 курсе активно участвовала в кейс-чемпионатах и хакатонах. Но это на любителя, зато отлично прокачивает мозг по темам, в которых ты еще недостаточно силен. Также был стендовый доклад в Праге, конференция в Обнинске.

Василиса: Я не очень люблю публичные выступления, поэтому редко докладываюсь на конференциях. Участвовала в Докучаевских чтениях два раза, подавалась в этом году на Ломоносов.

Совет от Екатерины: Наверное, главный совет - выбрать правильного научного руководителя. И озадачиться этим на 1 курсе. Не бояться ходить на кафедры и знакомиться с научной деятельностью преподавателей, смотреть и выбирать, что ближе) Не стоит стесняться и бояться, на факультете работают отзывчивые люди, которые всегда расскажут, подскажут и направят по нужному руслу.

Совет от Василисы: Развиваться, учиться и не бояться нового.

Интервью взято корреспондентом газеты «Московский университет» (№7 (4567) август 2021)

«Зоналка»-2021 факультета почвоведения имела отличительные особенности. Из-за эпидемиологической ситуации зональная практика студентов состоялась не как обычно после 2-го, а после 3-го курса. Не таким, как всегда, стал и маршрут: начавшийся в Волгоградской области, он продолжился в Воронежской области, а завершился в Тульской. Открытиями необычного зонального маршрута поделились студентки Дарья Комкова (направление «Почвоведение») и Марина Сушенцова (направление «Экология»).

«Маршрут зональной практики прокладывался по основным земледельческим районам, – поясняет Дарья Комкова. – Стоянки каждый год расположены в одних и тех же местах, где удобно поставить лагерь, может без проблем проехать тяжелая автотехника с вещами и оборудованием. Обязательным условием стоянки является наличие места для забора воды недалеко от лагеря».

«Наши стоянки были выбраны идеально для того, чтобы увидеть и описать зональные плакорные растительные сообщества, зональные и интразональные почвы, – продолжает Марина Сушенцова. – И перемещаясь с юга на север, прекрасно видишь, как меняются климатические условия, рельеф, и как это сказывается на растительных ассоциациях и подстилающих их почвах, а также как изменяется вид природопользования».

– Сколько дней заняла полевая часть практики? В каких условиях приходилось жить и трудиться?

Марина: «Полевая часть практики длилась с 17 июня по 4 июля. Мы жили в настоящих полевых условиях: ночевали в палатках, все камеральные работы, питание – под открытым небом. Разбивали и устанавливали лагерь самостоятельно. Кто-то жил в палатке с друзьями, кто-то, как, например, я, в одиночестве».

Дарья: «Привыкнуть к палатке получилось не сразу: то под боком колола веточка, которую забыли убрать при установке палатки, то просто не спалось на новом месте. Рано вставать тоже не хотелось, особенно когда предстояло описывать разрезы почвы под палящим солнцем. Приходилось привыкать к сольпугам и мошкам в Волгограде, в Воронеже приспособиться к жаре, а в Туле – к прохладе. Но все трудности остались позади, и наш лагерь полностью наслаждался полевой жизнью!».

– Какие задачи ставятся перед студентами, которые отправляются на зональные практики? В чем их отличие у почвоведов и экологов? Все ли удалось выполнить?

Дарья: «Основной задачей практики является приобретение и закрепление навыков морфологического описания почвенного профиля и классификации почвы при помощи полевой диагностики. Также важной задачей является знакомство с растительностью и диагностика почв на основе этой же произрастающей растительности. Главная цель практики у почвоведов и экологов в целом одна – ознакомление с закономерностями формирования почвенного покрова различных природных зон. Почвоведы для этого изучают почвоведение и геоботанику, у ребят-экологов к этим дисциплинам прибавляются зоология и химический анализ. Да, объем новых знаний был весомым, но со всеми поставленными на практике задачами мы удачно справились!».

Марина: «У экологов и почвоведов одинаковые лекции и экскурсии по почвоведению и геоботанике, все готовят бригадный гербарий – 80 видов с трех стоянок на одну бригаду. Почвоведы описывают больше почв и делают почвенные катены, некоторые бригады готовят индивидуальные отчеты по практике. У экологов меньше разрезов – всего 15, у нас были дополнительные геоботанические задачи по фитоиндикации, описанию различных сообществ. Как бонус – мы ездили на террикон. Также у экологов были дополнительные занятия, экскурсии и эксперименты по зоологи, блок химии почв – так называются полевые анализы проб горизонтов описанных почвенных покровов. Моя бригада успешно сдала зачет по всем дисциплинам».

– Вместе со студентами на практику отправляются и преподаватели. Они делились своим опытом, советами? Помогали подготовиться?

Марина: «На эту практику с нами поехала Марина Сергеевна Розанова, мой научный руководитель. Марина Сергеевна советовала, как выбрать палатку: какой каркас лучший, какая должна быть водонепроницаемость, какой спальник самый подходящий, сколько их брать, а также какие вещи лучше захватить с собой и без чего можно обойтись. Непосредственно в поле преподаватели объясняли, как выбрать подходящее место для палатки. Лучше всего – выровненная поверхность. Ветки и шишки нужно убрать, при сильном ветре надо закрепить палатку на все растяжки, а лучше привязать их к дереву для большей устойчивости. Рассказывали, как спастись в жару. Например, в Волгограде нельзя обливаться водой – можно легко сгореть на солнце, лучше надеть шаровары и рубашку с длинным рукавом и воспользоваться солнцезащитным кремом, укрыться от солнца под зонтом. А в Воронеже, наоборот, мы обливались водой с ног до головы прямо на маршруте, чтобы не перегреться и не потерять сознание. С нами проводили инструктаж, как лучше подготовиться к полевому выходу. Здесь правило номер один – штанины всегда заправляют в носки, чтобы никакие насекомые, особенно клещи, не смогли заползти под одежду».

Дарья: «Преподаватели на практике – это очень интересные люди. Мне кажется, они просто влюблены в эти поля и леса, они горят желанием передавать свои бесценные знания. В ходе практики мы слушали лекции о каждой природной и почвенной зоне, лекции, посвященные классификации почв и их органическому веществу. Кроме лекций были камеральные работы, где преподаватели отвечали на вопросы, давали нам новую интересную информацию и помогали с написанием отчетов. Конечно, преподаватели помогали нам в первые дни привыкнуть к полевым условиям, делились лайфхаками полевой жизни, очень интересно рассказывали о своей зональной практике. Все это нас вдохновляло».

– Оставалось ли время на отдых?

Марина: «Времени не так много, как хотелось бы, все же программа практики обширна. На первой стоянке было очень жарко и ветрено, редко удавалось после обеда поспать в палатке и не перегреться. В свободное время мы разгадывали кроссворды, общались, играли в настольные игры, устраивали фотосессии или просто разговаривали обо всём: о впечатлениях, смешных историях из жизни, о мечтах и грядущем окончании бакалавриата. Нередко вспоминали практику после 1 курса на базе в Чашниково.

В Хреновском бору (Воронежская область) было поприятнее с погодой. После обеда можно было поиграть в бадминтон или волейбол, иногда мальчики играли нам на гитаре, удавалось даже порисовать и поспать. С одним из поваров нас сопровождала немецкая овчарка Берта, она лихо бегала с нами во время подвижных игр. Когда мы были в Тульских засеках, уже приближался зачет, поэтому все старались поскорее подготовить отчеты и выучить растения к геоботанике. На всех стоянках лучшее время отдыха был вечер, после линейки. Мы гуляли и разговаривали, играли в волейбол, мальчики – в футбол, по вечерам собиралась группа болельщиков Чемпионата Европы, кто-то усердно учил латынь. Но самое запоминающееся – это костер, песни под гитару и беседы».

Дарья: «У костра в кругу своих однокурсников, друзей чувствуешь единение с людьми и природой, которая тебя окружает. Можно погрузиться в свои мысли, наблюдая за языками пламени. После практики ваш плейлист обязательно пополнится подборкой песен «с костра». Когда снова слушаешь их дома, будто опять стоишь под звездами, озаренный огнем, и так тепло на душе. Вспоминая зональную практику, ловлю себя на мысли, что каждый день я улыбалась и смеялась. Бывали и трудные моменты, но каждый раз происходило что-то хорошее, что перекрывало все невзгоды. Для меня практика была нескончаемым потоком эмоций».

– Какие рекомендации вы бы дали студентам, которым предстоит отправиться на зональную практику?

Дарья: «Подготовка к выезду проходила весной, нужно было разобрать, починить и помыть оборудование. В конце мая мы разбирали бригадные ящики, чистили кухонный инвентарь, зашивали и чинили палатки общественного пользования. 31 мая был самый ответственный этап: погрузка. Грузили ящики, палатки, учебные материалы, столы, скамейки, личные вещи. Здесь важна командная работа, в одиночку решить такие задачи невозможно. Я рекомендую запомнить одно из главных правил: общественное превыше личного. Очень важно в первые часы стоянки поставить и облагородить места общественного пользования, а затем уже ставить свои личные палатки. А если что-то не получается, например, поставить палатку на первой стоянке, не стесняйтесь просить помощи у однокурсников, имеющих походный опыт».

Марина: «На мой взгляд, самое сложное – это выбор снаряжения и одежды: непонятно, какую взять палатку и спальник, какой фонарик нужен, как выбрать одежду – что понадобится, а что нет? Я советовалась и со студентами старших курсов, и с преподавателями. Перед отъездом каждый день проверяла прогноз погоды, читала информацию о растительности и почвах природных зон, где у нас будут остановки, чтобы сложился некоторый фундамент знаний. Студентам, готовящимся к зональной практике, я бы рекомендовала покупать палатку с максимальной водонепроницаемостью и «предбанником». По количеству вещей – может хватить и рюкзака в 50 литров. Также необходимо взять два спальника – один должен быть рассчитан на низкие температуры. Обязательно берите плед или термоодеяло спасателя, возьмите налобный фонарик (это очень удобно), резиновые сапоги, хорошие походные ботики и кроссовки на нескользкой подошве, одежду как на жаркую, так и на холодную погоду (ищем баланс), не лишними будут рабочие перчатки, «противокомарные» костюмы, средства от насекомых (в том числе и порошок от муравьев), солнцезащитные кремы. А для перемещения по лагерю, мне кажется, самая удобная обувь – кроксы».

– Как оцените личный опыт зональной практики?

Марина: «Очень атмосферное во всех смыслах время! Однозначно я очень хочу снова поехать в «зоналку». Многие поступают на наш факультет ради этой практики, этого опыта, эмоций».

– Зональная практика факультета почвоведения для многих становится дорогим воспоминанием на всю жизнь. Вы чувствуете, что так же будет и для вас?

Марина: «У нас была полевая практика в Чашниково после 1-го курса, поэтому необходимый минимум знаний имелся, но то, чему мы научились в «зоналке», наверное, самое ценное и дорогое! Я всегда буду помнить, как мы поднимались на территории, как спускались с них, как вместе копали, спасали вещи от дождя, спорили в разрезе, ставили друг другу палатки и все вместе пели под гитару».

Дарья: «Зональная практика – это бесценный опыт, как научный, так и жизненный. Для меня – это первый опыт полевой экспедиции, в которой мы приобрели ценные знания. Отвечая на Ваши вопросы, я вспоминала наш палаточный лагерь, запах каши со сгущенкой по утрам и тушенки на обед, смех и обрывки песен, доносящиеся ночью от костра, танцующие языки пламени и байки в ночь дежурства, потрясающие виды сухой степи или долины реки Упы и еще тысяча моментов, которые навсегда останутся в сердце. Знания, полученные в поле, запоминаются в тысячу раз лучше учебника. Фотографии или описания почвы в литературе не передают ее настоящие свойства, а спускаясь в почвенный разрез, ощущаешь, как вся информация о процессах и свойствах, о которых ты читал, становится понятнее, все закономерности проясняются. В ходе практики влюбляешься в объект исследования – почву и в бескрайние поля, тенистые леса. Также зональная практика оказывает влияние на коллектив в целом, мы стали настоящей семьей почвоведов не только преодолевая трудности, но и проживая вместе тысячи счастливых, радостных моментов».

Марина: «Я бы добавила, что для любого студента нашего факультета «зоналка» становится рубежом между «до» и «после» во всех смыслах: от профессиональных навыков почвоведа/эколога до эмоционального развития».

Беседовала Анастасия Сычева
Фотографии предоставлены участниками практики

 

Интервью взято корреспондентами газеты «Московский университет» (№6 (4566) июнь 2021)

Выпускница бакалавриата факультета почвоведения – 2021 Елизавета Деревенец, победительница Всероссийской олимпиады по экологии, лауреат многочисленных студенческих конкурсов и просто талантливый молодой ученый.

- Расскажи, пожалуйста, как начался твой путь в науке, как бы ты описала свои научные интересы?

- Моя научная деятельность началась еще в начальной школе. Первое исследование, в котором мне помогал папа, было посвящено влиянию выбросов котельных установок в окружающую среду Геленджика (моего родного города) и расчету эффективности их перевода на газ. Уже в 5-м классе я защищала свою работу на конкурсе в г. Королеве и заняла 1-е место. Все школьные годы я участвовала во множестве конкурсов и олимпиад по разным предметам, защищала честь Геленджика и своей школы №2 на уровне края и России.

- Почему ты выбрала именно МГУ? Как ты узнала о Московском университете?

- Нет сомнений в том, что Московский университет – это лучший вуз нашей страны. Мне посчастливилось стать студенткой без вступительных испытаний, благодаря победе на Всероссийской олимпиаде школьников по экологии. Я определилась со специальностью «Экология и природопользование», ознакомилась с учебными планами, рассказами выпускников и осознанно пришла на факультет почвоведения МГУ. Мне всегда было сложно выбирать что-то одно, хотелось изучать и химию, и географию и много чего еще. Я  поняла, что именно здесь смогу получить образование высокого уровня в области естественных наук. И заканчивая бакалавриат, могу с уверенностью сказать, что не ошиблась в своем выборе. Факультет почвоведения помогает студенту развивать комплексный взгляд на окружающий мир и дарит теплую дружественную атмосферу обучения, за что я благодарю своих друзей и преподавателей!

- Расскажи немного о научном сообществе, организатором которого ты являешься. Какие задачи там решаются?

- Студенческое научное общество на нашем факультете создано по инициативе студентов в конце 2019 г. На факультете почвоведения немало высококлассных молодых специалистов, большой студенческий потенциал и качественные исследования. Однако о нас знают немногие, поэтому основная задача СНО представлялась нам в повышении уровня научной активности студентов и взаимодействии с другими факультетами, вузами и организациями. Мы помогаем нашим студентам в выборе кафедры, организовываем встречи со специалистами и работодателями, проводим интервью с выпускниками – все для того, чтобы нынешние студенты видели свои возможности и не упускали их! Также мы активно налаживаем сотрудничество с другими научными обществами вуза и города, выходим на новые уровни взаимодействия с организациями. В январе-феврале 2021 г. мы впервые провели мероприятие с партнером – организацией «Городские реновации». СНО организовало экологический кейс на тему «зеленых» офисов. Мы с Наташей Коршуновой являемся организаторами СНО. У нас небольшая, молодая, но очень дружная команда. Нас поддерживают преподаватели факультета, к которым мы всегда можем обратиться за помощью, - Елена Александровна Тимофеева и Лев Анатольевич Поздняков.

- В каких еще проектах ты участвовала во время учебы? Оставалось ли время на общественную жизнь факультета?

- Я считаю, что человек способен сделать многое, главное, чтобы дело, за которое ты берешься, по-настоящему увлекало! Со 2-го курса я участвую в проектной деятельности и в кейс-чемпионатах. Вместе с друзьями мы решали кейсы от Департамента экологии и природопользования Москвы, компаний Unilever и BCG. На 3-4-м курсах я в свободное от учебных занятий время выполняла исследовательскую работу - анализировала почвенные пробы в лаборатории. А сейчас я состою в команде факультета, представляющей Россию в международном проекте со странами АСЕАН. Это новый для меня опыт международного научного сотрудничества. Однако мне нравится не только проводить время в лаборатории, но и принимать активное участие в жизни своего факультета и университета. С 1-го курса я в Студенческом совете, теперь уже второй год развиваю СНО и стараюсь активно помогать в организации мероприятий. За годы общественной активности мне удалось побывать в разных ролях, от волонтера до организатора крупных мероприятий. Например, поскольку у меня уже хороший опыт организатора, мне недавно предложили стать координатором команды пиара всероссийского мероприятия «Eco and the City» от экологического комитета Студсовета МГУ. В этот раз я отвечала за целую команду вверенных мне студентов-волонтеров, сама расставляла приоритеты, ставила задачи ребятам по налаживанию взаимодействия с российскими вузами. Приятно, когда активная научная и общественная деятельность поощряются – так я стала стипендиатом фонда имени В.И. Вернадского на 2020/2021 учебный год.

- Какие хобби у тебя есть? Как проводишь свободное время?

- В свободное время пою, путешествую и завариваю кофе (улыбается). С восьми лет я занималась в вокальной студии, участвовала в конкурсах, которые проходили и в России, и  в  Европе. Поступив в МГУ, продолжаю петь, хотя сейчас я уделяю творчеству гораздо меньше времени. На первом курсе я защищала честь Московского университета на «Студенческой весне». А больше всего мне нравилась организация факультетского праздника – «Дня почвоведа». В общем, моя творческая натура нашла себя и в Московском университете!

- Как ты видишь свое будущее по окончании бакалавриата? И какие тренды тебе представляются самыми актуальными в твоей профессии?

- Мне нравится быть студенткой. Собираюсь продолжить обучение в магистратуре: углубиться в специальность, выполнить планы по развитию науки для себя и для своего факультета. Профессия эколога обретает все большую важность, но одновременно с этим она становится все более разноплановой. Настоящий специалист-эколог необходим везде  – от  малых предприятий до крупных международных компаний. В первую очередь, это человек, который разбирается в различных аспектах науки и жизни: важны знания не только естественных наук, но также права, менеджмента, развитые мягкие навыки. Всему этому мы учимся в университете, набираемся опыта не только благодаря учебе, но и участию в мероприятиях. Мы учимся всю жизнь, даже по окончании университета необходимо развиваться, ведь научное знание не стоит на месте.

- Ты принимала участие в работе приемной комиссии факультета почвоведения. Расскажи, пожалуйста, об этом.

- Участие в приемной комиссии – интересный для меня опыт, который я получила летом 2020 г. Я наконец почувствовала всю глубину волнения абитуриентов, очень переживала за них. Приемная комиссия – это лицо факультета, и нам, участвовавшим в ее работе, важно было суметь поддержать растерявшегося вчерашнего школьника и вдохновить на учебу в Университете.

- Готовясь к интервью, мы узнали, что ты еще школьницей стала медиа фигурой - о тебе рассказал портал «Прибой» г. Геленджика. Инфоповодом было присуждение тебе премии Президента по поддержке талантливой молодежи. А какое твое исследование стало основанием для премии?

- Лауреатом Президентской премии поддержки талантливой молодежи я стала благодаря победе на Всероссийской олимпиаде школьников по экологии. Моя научная работа была посвящена фитоценологическому состоянию краснокнижной «сосны пицундской» и влиянию на лесной массив выбросов автотранспорта. На олимпиаде мы выступали командой и были горды тем, что представляли наш город и край и привезли в родной Геленджик медали призеров.

Беседовали Мария Брындина и Дарья Жаркова

О том, как сложилась профессиональная жизнь после окончания Университета, рассказывает выпускница факультета 2022 года Надежда Данилова. В дипломной работе Надежды «Сравнительная характеристика кадастровой стоимости земель агроландшафтов Северо-Западного федерального округа» была показана чувствительность подходов кадастровой оценки к различным почвенно-географическим условиям агроландшафтов. Обучаясь в бакалавриате, Надежда проходила производственную практику в ассоциации «Русское общество оценщиков» - и осталась там работать:

«Моя профессиональная жизнь неразрывно связана с областью оценочной деятельности вот уже более четырех лет. Я контролирую деятельность практически 3000 оценщиков по всей стране. В свободное от работы время я передаю свои знания в области химии ребятам, выбравшим это направление для своей дальнейшей реализации. Сложно сказать, с какой областью знаний мне приходится сталкиваться в работе: это и аналитика, и право, и психология (когда пытаешься расстроенным специалистам объяснить, в чем они были не правы при выполнении своей работы), и математика. Знания, полученные в курсах высшей математики, информатики, кадастровой оценки, земельного права и правоведения позволили мне реализовать себя в профессиональной среде оценщиков.

По моему мнению, естественно-научный профиль дает возможность попробовать себя в различных видах деятельности, развивает мышление и интерес к различным исследованиям. Также естественно-научные специальности предполагают много различных практик, в том числе и полевых.

- Каких преподавателей Вы вспоминаете с особой теплотой?

Сложно выделить кого-то конкретного, так как преподаватели всех курсов были прекрасными людьми и педагогами. С особой теплотой я вспоминаю весь преподавательский состав своей кафедры (физики и мелиорации почв), и отдельно не могу не выделить своего научного руководителя - Петра Михайловича Сапожникова, и прекрасную заведующую кафедрой Аминат Батальбиевну Умарову; Ирину Евгеньевну Смирнову – нашего куратора; Павла Владимировича Красильникова и его интереснейшие лекции по продовольственной безопасности; Алексея Сергеевича Сорокина.

- Что бы Вы могли пожелать нынешним студентам факультета?

Ставить перед собой цели и не бояться их достигать! Относиться ко многим вещам с философской точки зрения. Найти ту нишу, в которой захочется развиваться, дело, которое будет приносить удовольствие».

Больше отзывов о факультете от студентов и выпускников

Интервью от Студенческого научного общества факультета почвоведения

На наши вопросы ответили:

Пименов Олег, выпускник магистратуры 2020 кафедры химии почв

Хрульков Александр, выпускник магистратуры 2019 кафедры географии почв

Олег Пименов:

— Расскажите про обучение на кафедре и Вашу научную работу.

— Моё обучение на кафедре было прекрасным, интересным и весьма творческим. С моим научруком, Ю.А. Завгородней, мы взялись за достаточно сложную тему, по которой практически отсутствуют отечественные работы, а зарубежные активно начали появляться не так давно. Всё это предоставляло широкий простор для активной деятельности любого рода. Поэтому мы успели поставить пару масштабных экспериментов, а также провести некоторый мониторинг содержания этих веществ в русле реки. Если вдруг кому-то будет интересно, то вещества эти - эфиры фталевой кислоты или просто "фталаты". Практическое значение работы тоже весьма существенно. Ибо фталаты включены в списки приоритетных загрязняющих веществ, поэтому мониторить их и бороться с ними надо. Можно еще рассказать много всего про сложности, особенности работы, но я думаю, что вы их узнаете сами, если встанете на дорожку изучения фталатов ;)

— Работали ли Вы во время учебы?

— Да, с лета после окончания бакалавриата и всю магистратуру я работал инженером в лаборатории.

— Где Вы работаете сейчас, были/есть проблемы с трудоустройством?

— Когда я был бакалавром, мы с другом решили еще закончить факультет педагогического образования МГУ. Поэтому в настоящий момент я пробую реализовать себя на этой стезе и работаю учителем в школе по естественнонаучному профилю.

— Связана ли Ваша научная деятельность с работой?

— Моя научная деятельность непосредственно не связана с нынешней работой. Но вина за это не на факультете, а на моей ищущей натуре.

— Какие навыки важны на практике больше всего?

— Умение искать и находить информацию. А также умение не переживать слишком сильно и видеть прекрасное в обыденном.

Наиболее яркие моменты студенческой жизни:

— Зоналка. Многолетние дубы и сосны. Песчаная почва. Ливень. На небольшой прогалинке стоят два столбика, меж которыми натянута волейбольная сетка. Солнце, пробираясь сквозь верхушки деревьев щекочет нам носы. Мокрые от дождя и пота играем в волейбол уже второй час. Скоро ужин, костер и звезды.

Совет студентам:

— Если хотите, что-то сделать - просто берите и делайте. Не бойтесь. Если вы действительно хотите - найдете способ.
МГУ - это то место, где сходится огромное количество интересных людей. Здесь вы скорее всего найдете друзей, любовь, может даже работу. Общайтесь! Дружите! Будьте открыты новому! МГУ многое дает.
Имейте, пожалуйста, смелость это взять!
И, да: Carpe diem.

 

Александр Хрульков:

— Расскажите про обучение на кафедре и Вашу научную работу.

— Для студентов-экологов кафедра географии почв предлагает программу обучения «Экологический менеджмент и экобезопасность». В рамках этой программы большое внимание уделяется основам экологической практики: экологический мониторинг, экологический менеджмент, экологические риски, безопасность на производстве, ОВОС и немножко проектирования. Фишка кафедры – ГИС технологии. Обожаю ГИСы. С их помощью можно картировать почти любую информацию. Фитоценозы? Пожалуйста! Речные бассейны? Легко! Загрязнение почв? Да ради Бога!
Моя научная работа строилась на желании подробно изучить биогеохимические процессы на побережье залива Благополучия, что на Новой Земле. Почему там? Потому что я участвовал в арктической экспедиции вместе с учёными-океанологами и хотел использовать эту возможность, чтобы пролить свет на малоизученный уголок нашей планеты. Не могу сказать, что мне это удалось на сто процентов, но свой урок я всё-таки извлёк.

— Работали ли Вы во время учебы?

В бакалавриате свободного времени было мало, поэтому поработать удавалось нечасто. Только на 4 курсе у меня получилось немного поработать курьером. В магистратуре учебный график стал заметно свободнее, появилось больше времени на подработку. Тогда я усиленно курьерствовал, а также имел честь участвовать в 72 рейсе научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш», организованном институтом океанологии им. П.П. Ширшова, в качестве инженера-исследователя.

— Где Вы работаете сейчас, были/есть проблемы с трудоустройством?

— В данный момент работаю инженером-экологом в ООО «Газпром проектирование». Занимаюсь инженерно-экологическими изысканиями. Проблемы с трудоустройством были. При отклике на вакансии компании отклоняли моё резюме, поскольку у меня отсутствовал релевантный опыт работы. Решение нашлось там, где его не ждали. Вконтакте. В паблике географического факультета наткнулся на вакансию, которую выложил их выпускник. Откликнулся, сходил на собеседование, получил работу.
Мораль: не сидите только на хедхантере, используйте все доступные ресурсы.

— Связана ли Ваша научная деятельность в университете с работой?

— Косвенно. Моей дипломной работой было исследование экологической обстановки в определенном районе. Сейчас, по сути, я занимаюсь тем же. Но уже для целей строительства. Нужно осмотреть участок изысканий, заложить и описать почвенные разрезы, отобрать образцы почв, поверхностных и подземных вод, донных отложений, определить видовой состав животных и растений, специальными приборами измерить уровень шума, электромагнитного излучения, радиации. После того как независимая лаборатория проведёт анализ проб, полученную информацию необходимо перевести на человеческий язык и изложить в отчёте.

— Какие навыки важны на практике больше всего?

— Упорство, умение искать информацию, анализировать и систематизировать её, грамотно излагать свои мысли. Это как раз те качества, которые можно воспитать в себе за годы учёбы в университете. МГУ – настоящий кладезь soft skills.

— Наиболее яркие моменты студенческой жизни:

— Помимо традиционных костров на практиках и весёлых посиделок с друзьями в общаге, поделюсь с вами самым тёплым воспоминанием этой поры. Был первый курс бакалавриата. Летняя практика в Чашниково. Лето тогда выдалось очень дождливым. Дождь мог идти целый день и закончиться только к вечеру. Подходила к концу вторая четверть практики – геологическая. Мы уже сделали все закопушки, проанализировали все образцы. Оставалось только сделать геологические профили и подготовить отчёт. В те дни вдарил жуткий дубак. Согреться помогали тёплая одежда, горячий чай и обогреватель, который наш преподаватель каждый день приносила к нам в камералку из своей комнаты.
И вот, сидим мы всей бригадой, камералим. За окном ливень, мы укутаны в куртки, поверх – теплые одеяла. На всех разлит чаёк, на столе вперемешку лежат бумага, цветные карандаши и печеньки. Мы советуемся друг с другом, перекидываемся канцтоварами, шутим, работаем, смеёмся, мечтаем. Нам так тепло. И так хорошо. А впереди целых три года, полных неизведанного, и оттого всё более желанного. А может и все пять!

Совет студентам:

— Помните: если вы выпустились из МГУ – вы можете всё. Вы как никто другой знаете, что у любой проблемы есть решение. И если приложить мозги и достаточное количество усилий, то можно добиться успеха в любой сфере, независимо от вашего образования. В университете есть всё, что нужно для вашего развития. Не зацикливайтесь на своей специальности. Пробуйте всё, что вам интересно, ищите возможности и используйте их. Ставьте цели и достигайте их. И, конечно же, не забывайте отдыхать. Студенческий отдых совершенно особенный. Такое нельзя упускать)

Расскажу свою историю.

На момент получения студенческого билета факультета почвоведения, в приемную комиссию которого я попала по велению судьбы, я мало представляла, чему же будет посвящено мое время. Могу сказать точно, что ясное представление о деятельности факультета и что же там изучается знают только «потомственные» почвоведы (обычно на курсе таких 3-7 человек). Всем же остальным это раскрывается со временем. На самом деле, есть в этом какая-то романтика: интересно изучать то, о чем другие люди, даже не задумываются. И я не говорю сейчас о всем разнообразии почв, которые существуют на нашей планете, нет, я говорю о возможности полета воображения. Всё, абсолютно всё изучается на факультете почвоведения.

Я не буду перечислять предметы (приемная комиссия всегда с радостью покажет учебный план), но заверяю вас, здесь никому не будет скучно. Первые курса 2 учебная программа не особо сильно отличается между кафедрами, но со временем, вам по своим интересам нужно будет сделать ответственный выбор. Преподаватели идут на встречу практически каждой идее своего студента. Вот, например, мой диплом отчасти был посвящен изучению радиоактивности в моем родном крае, и для меня это было не только очень интересно, но и крайне познавательно.

А сейчас я работаю в известном аналитическом центре в Секторе контроля реагентов и радиометрии. Очень многие знания, полученные мною на кафедре радиоэкологии и экотоксикологии, позволяют мне чувствовать себя специалистом в этой области. Работа мне очень нравится. За время работы я уже прошла стажировку, побывала в командировках, подготовила несколько докладов и выступила с ними на конференциях и на всероссийских семинарах.

Большинство серьезных компаний берут на работу сотрудников с опытом работы. Однако, как выпускницу МГУ имени М.В.Ломоносова, специалиста в области радиоэкологии и экотоксикологии меня приняли на работу сразу, правда, после долгого и серьезного собеседования. По своему опыту работы в аналитическом центре я узнала, что при устройстве на работу молодого специалиста и при продвижении по служебной лестнице большое значение имеет производственная практика во время учебы как с точки зрения приобретения профессиональных навыком, так и в формальном отношении. Мы, выпускники факультета почвоведения, проходили практику неоднократно в течение нескольких недель, и это отмечено в нашем дипломе. Факультет почвоведения со своими обширными кафедрами и многочисленными общими и специальными курсами дает фундаментальные знания практически во всех областях почвоведения и экологии, что позволяет выпускникам найти рано или поздно именно ту работу, которая их удовлетворяет. Как хорошо известно, кто ищет, тот всегда находит. А порой, бывает и так, что работа сама находит вас.

За 5 лет обучения на факультете почвоведения я могу точно сказать, что все эти года я буду вспоминать на протяжении всей жизни. Никогда не забудутся полевые практики, все эмоции, открытия и переживания, а самое главное, бесценный жизненный опыт, который мы обретали вместе и который останется с нами навсегда.

Если вы любите приключения, познавать мир вокруг себя, а главное – учиться, факультет почвоведения несомненно вас заинтересует. Дерзайте! И, главное, найдите себя в этой жизни.

Тихонова М.О., выпускница 2014, каф. радиоэкологии и экотоксикологии,
направление «Экология и природопользование»

Сегодня на наши вопросы ответила Мария Узун, выпускница кафедры биологии почв, научный сотрудник Института биоинженерии ФИЦ Биотехнологии РАН.

Мария рассказала нам об обучении в бакалавриате и магистратуре, научных конференциях и трудоустройстве.

Насколько тяжело было учиться? Была ли возможность совмещать работу с учебой?

Лично мне поступить было сложнее, чем учиться, потому что я заканчивала школу в другой стране. В учебе мне с самых первых дней помогали освоиться окружающие люди. Старшекурсники делились конспектами, однокурсники помогали с насущными вопросами. К тому же, я жила в общежитии, где практически любую проблему можно было решить в короткие сроки благодаря окружающим. Возможность совмещать работу с учебой была. На первых двух курсах это были редкие подработки, не связанные с умственным трудом, а дальше я работала репетитором по химии и биологии, готовила школьников к ЕГЭ.

Что было самым сложным во время выполнения диплома?

В бакалавриате для меня самым сложным было научиться писать литературный обзор. У меня почему-то этот навык не выработался самостоятельно, я не до конца понимала, где и какую информацию мне искать. В магистратуре, в моей новой лаборатории, был журнальный клуб. Там меня и научили анализу текстовой информации. Тогда возник новый челлендж - научиться работать с большими объемами данных. Учусь этому до сих пор.

Как и где проходила Ваша производственная практика? Была ли она полезна для последующей научной работы?

Моя производственная практика проходила на кафедре биологии почв. Нас учили основным методам работы с бактериальными культурами и газовой хроматографии. В целом, эти навыки послужили хорошей основой для проведения экспериментов в магистратуре и аспирантуре.

Расскажите о своей дипломной работе.

В бакалавриате я занималась мониторингом функционального микробного комплекса почв Вьетнама, загрязненных нефтепродуктами. В целом, я больше училась методам, чем развивала глубокую научную мысль (как и положено бакалаврам, наверное). Я научилась продумывать постановку эксперимента, работать с флуоресцентным микроскопом, выделять ДНК, проводить измерения на газовом хроматографе, базово анализировать готовые результаты секвенирования, высчитывать статистические показатели и делать научные презентации.

Магистерскую работу я делала в другой лаборатории по совершенно иной теме. Она была связана с исследованием влияния степени минерализованности водных местообитаний на распространение разных групп магнитотактических бактерий (синтезируют наномагниты). Благодаря смене темы я добавила к своим навыкам еще несколько новых. Например, я научилась работать с просвечивающим электронным микроскопом, проводить ПЦР-амплификацию, электрофорез, биоинформатический анализ сырых данных секвенирования и определять таксономическую принадлежность изучаемых бактерий. Благодаря результатам этой работы удалось понять, какие группы магнитотактических бактерий с бóльшей вероятностью можно найти в содовых озерах, а какие в соленых морях, например. Это интересно, в том числе и потому, что среди некоторых групп изучаемых бактерий есть представители, синтезирующие до 1000 наномагнитов на клетку (суперпродуценты), и нам хотелось понять, где их можно найти в России (спойлер – в пресных озерах) и как можно получить их в чистую культуру (пока никак).

Участвовали ли Вы во внеучебной деятельности университета? Если да, то пригодились ли Вам полученные навыки и опыт при поиске работы?

Времени для внеучебной деятельности было не очень много, но я старалась в ней участвовать. С первого года обучения я ходила на факультетские тренировки по волейболу, потом несколько лет была капитаном факультетской команды. Тренировки, кстати, до сих пор проводятся в трехзальном корпусе, только юные почвоведы перестали на них ходить, и их места заняли ребята с других факультетов. Ребята, приходите!)

Также, я помогала с организацией дней почвоведа, посвящения первокурсников и другими мероприятиями, проводимыми студсоветом факультета. Напрямую в поиске работы эти навыки не пригодились, но нетворкинг и умение работать в коллективе очень полезные навыки для жизни в целом.

Проходили ли Вы стажировку за границей?

К сожалению, нет. Во времена моей учебы это не было особо распространено, по крайней мере в моем окружении. Но мне удалось побывать на международной конференции в Японии, выступить там с устным докладом. Всем желаю получить как можно больше опыта взаимодействия с мировой наукой, это правда очень полезно. Даже само осознание, что тебя с твоим неидеальным английским понимают и готовы взаимодействовать, уже очень сильно поддерживает в научных начинаниях. После этого, писать письма иностранным коллегам становится намного проще.

Расскажите поподробнее о международной конференции в Японии.

На конференцию я поехала в конце магистратуры. Это было тематическое собрание всех лабораторий в мире, которые, как я, изучают магнитотактических бактерий. Такая конференция проводится раз в 2 года, каждый раз в новой стране. В 2018-м она проводилась в Японии. Узнала я о ней от старших коллег в лаборатории (узнайте в своей лаборатории, вдруг у вас тоже такие узконаправленные конференции есть).

О конференции объявили за полгода до ее проведения, и тогда же началась подготовка. Было сложно, потому что я решила не выступать с темой магистерской работы, а начала развивать новую, которую потом продолжила в аспирантуре. Соответственно, работы было очень много, а времени мало, потому что магистерская работа не собиралась сама себя защищать. Кроме того, я решила выступать с устным докладом, а не с постером. Это совсем не облегчало мне жизнь, но я подумала, что такого шанса у меня может никогда больше и не быть, и надо пробовать. К слову, в 2020-м случилась пандемия известной болезни, и следующую конференцию отменили до лучших времен.

В итоге я рассказывала о том, как найти новые геномы магнитотактических бактерий в открытых базах геномных и метагеномных данных (NCBI, например) и что нового можно найти в самих геномах. В то время в моей жизни случился расцвет двух вещей: самостоятельного изучения биоинформатики и привычки делать все в последний момент. Первое рекомендую вообще всем, а из-за второго у меня случилось 30-часовое отсутствие сна перед докладом (не делайте так никогда!).

Несмотря на все трудности, это, конечно, был уникальный опыт в самопрезентации и общении с мировым научным сообществом, всем желаю испытать во время учебы нечто подобное.

Участвовали ли Вы в научных экспедициях?

И тут, к сожалению, нет. Я – «мокрый биолог» и мои «экспедиции» заканчивались отбором проб в Москве-реке и в Чашниково. Но был такой период, когда многие мои друзья привозили мне образцы из своих путешествий, необязательно научных. Еще иногда «полевые» биологи привозили что-то интересное из своих экспедиций.

На ваш взгляд, в чем преимущества получения высшего образования на факультете почвоведения МГУ? Есть ли минусы?

Мне кажется, что преимущество такого образования – многопрофильность. Практически любое дальнейшее изучение новой естественно-научной темы не будет начинаться с нуля, всегда будут хоть какие-то базовые знания. Но в этом же и минус: мало в какой области знания будут глубокими и узконаправленными, многому надо будет доучиваться самостоятельно.

Расскажите поподробнее о работе и трудоустройстве. На какие аспекты Вы обращали внимание при выборе места трудоустройства? Чем Вы занимаетесь в данным момент?

Сейчас я учусь в аспирантуре на биологическом факультете МГУ и параллельно работаю научным сотрудником в Институте биоинженерии ФИЦ Биотехнологии РАН. На третьем курсе бакалавриата я пришла в этот институт отдавать образцы ДНК на секвенирование, и мне провели по нему экскурсию. Я тогда отметила, что в институте много современного оборудования, люди занимаются интересными, актуальными для мировой науки исследованиями и постоянно стремятся к улучшению своих теоретических знаний и практических навыков. Многие из исследований затем получают практическое применение и публикуются в высокорейтинговых журналах. Мне очень хотелось получить такой же научный опыт, и было ощущение, что в этом месте его могут дать. Поэтому, все вышеперечисленное и стало моими критериями выбора места работы. Проблем с трудоустройством не было, потому что изначально я пришла туда выполнять магистерскую работу.

Кстати, о том, что в лабораторию разыскивается магистр мне рассказал одногруппник – нетворкинг наше всё!

Сейчас я занимаюсь изучением разнообразия, геномики и эволюции бактерий, способных внутри себя синтезировать наномагниты. Уже известно несколько эффективных способов применения таких наномагнитов в медицине, но для их широкомасштабного использования нужно решить еще несколько фундаментальных вопросов, чем я и занимаюсь.

Велик ли спрос на специалистов в Вашей сфере деятельности?

Не могу сказать, что спрос на микробиологов огромен, но найти хорошо оплачиваемую работу и в науке, и в коммерции вполне реально.

Что Вам сейчас ближе: наука или коммерция? Почему?

Конкретно сейчас ближе наука, потому что я доучиваюсь в аспирантуре, но в будущем я не исключаю возможности попробовать себя в коммерции. Главное, чтобы работа была интересной.

Какие навыки важны на практике больше всего?

Уметь самостоятельно учиться новому. Критически мыслить при анализе информации. Не бояться совершать ошибки и уметь получать из них опыт. Ну и уметь много и усердно работать, без этого никуда.

Наиболее яркие моменты студенческой жизни.

Зональная практика и всё взаимодействие с моими любимыми однокафедрянами (особенно практикумы по растениеводству, грибам и локальные шутки). Просто обожаю!

Совет студентам.

Учитесь учиться. Заводите и поддерживайте научные связи.

Не бойтесь искать работу/учебу за пределами факультета. Успевайте качественно отдыхать)

Интервью ко Дню открытых дверей - 2021

На наши вопросы отвечала:

Ольга Манакова, студентка второго курса магистратуры по направлению «Почвоведение», кафедра географии почв.

1. Без чего ваш факультет - не ваш факультет?
 
Полевые практики — одна из самых важных и неотъемлемая часть факультета. Как такая наука, как почвоведение, которая относится к естественным, может обойтись без выездов на природу? Без изучения полей и лесов? Даже в городе, для того, чтобы понять устройство почв парков и скверов, почв под асфальтовым покрытием, необходимо иметь навыки работы и морфологического описания разрезов.
 
Хочу отметить, что мои личные навыки работы в поле пригодились мне на одной из подработок в институте географии РАН.
 
2. Чему самому интересному вы научились на факультете?
 
Для меня самым интересным на факультете было научиться видеть в почве то, что скрыто для обывателя. Просто держа в руках образцы почв, можно увидеть их происхождение, состояние, и многое другое. Так же было интересно научиться работать в современных программах, как по статистике, так и по картографии. Совершенствуя свои навыки сначала делая «руками», а затем при помощи программ, намного глубже понимаешь суть предмета.
 
3. Пару слов о вашем лучшем преподавателе?
 
Сложно выбрать одного человека, которого я могла бы назвать лучшим! На мой взгляд лучший — это тот, кто вдохновляет.
Мой первый преподаватель на семинарах по почвоведению — Галина Владимировна Стома. Этот человек научил меня мыслить, как почвовед. Находить закономерности, выделять главное и отбрасывать лишнее. Конечно, именно она заинтересовала меня предметом почвенной науки!
 
Прокофьева Татьяна Вадимовна — преподаватель в зональной практике по почвоведению. По-настоящему профессионал своего дела! Да, приходилось многое запоминать и вникать, но это было увлекательно и интересно.
 
Мешалкина Юлия Львовна — один из самых удивительных преподавателей. Я не ожидала увидеть столько увлеченности своим делом в этом человеке. Работа в современных программах, сложная статистика простым языком — это всё она. Благодаря Юлии Львовне я стала востребованным специалистом в области не только почвоведения, но и картографии и работы с большими данными (big data science).
 
Могу перечислять и дальше, но просили всего пару слов ?
 
4. Какие, на ваш взгляд, самые интересные учебные или научные направления есть на факультете?
 
Я обучаюсь на кафедре географии почв, но как мне кажется, каждый найдёт тут что-то интересное для себя.
 
Если вы увлекаетесь биологией — на кафедре есть направление, занимающееся биоиндикацией и биодиагностикой почв. Различные обитатели почв, от простейших до млекопитающих — удивительная микро- мезо- и мегафауна почвенного покрова.
 
Достаточно сложное, но по-научному увлекательное направление — палепочвоведение. Доисторические эпохи, археологические находки и многое другое — а как это связано между собой? Как распутать этот сложный клубок процессов в почве от отложения породы до настоящего времени?
 
А если вы всегда мечтали путешествовать? Изучение почвенного покрова мира открывает возможность обучения в других странах, совместного сотрудничества и стажировок в иностранных университетах.
 
5. Какое событие университетской жизни вам запомнилось больше всего?
 
Полевые практики — самое запоминающееся событие не только в университетской, но и во всей жизни. преодоление трудностей бок о бок с однокурсниками и преподавателями, работа с почвами «в живую» и неописуемые красоты подмосковья и различных областей городов России.
 
6. Ваше пожелание абитуриентам.
 
Как бы парадоксально это ни звучало, но лучше не идти на этот факультет, если у вас нет естественно-научного желания познавать природу вокруг себя. Особенно, если вы «не любите почвы», тогда обучение не принесёт вам ничего, кроме усталости и страданий.
 
Но если вы хотите обучаться на полевом факультете, ознакомились с программой почвенного направления и чувствуете, что вам может это понравиться и пригодиться — смело поступайте к нам, и студенческое время принесёт вам радость и успехи в будущей работе!

Кафедра биологии почв факультета почвоведения МГУ - одно из тех мест, где готовят лучших в России микробиологов. Сильной стороной ее выпускников является то, что они разбираются не только в классической микробиологии, но и в экологии микроорганизмов: понимают не только как они устроены и как растут на чашке Петри, но и как развиваются в естественных условиях и какие функции выполняют в биосфере.

Могут ли выпускники этой кафедры работать, например, в сфере биотехнологий? Да - и очень успешно! Дело в том, что на многочисленных биотехнологических направлениях различных вузов зачастую дается инженерно-техническое, а не биологическое образование, так что на действующих предприятиях существует дефицит квалифицированных микробиологов. Но и этим возможности трудоустройства не ограничиваются, хорошие микробиологи нужны во многих отраслях.

Анна Гончарова закончила бакалавриат по направлению «Экология и природопользование» на кафедре биологии почв, а сейчас обучается там же на направлении «Почвоведение» в магистратуре. Сегодня она рассказывает о начале своего профессионального пути:

«Ещё в бакалавриате я начала подрабатывать. Всегда хотелось если и подработку, то именно по специальности, чтобы копился стаж — на третьем курсе я влюбилась в микробиологию, и долго искала вакансию какого-нибудь лаборанта, надеясь потом вырасти в настоящего взрослого микробиолога.

Основная сложность была в том, что почти все вакансии, что мне попадались, были рассчитаны на полный график, который никак не совместишь с учебой. Я пробовала репетиторство, работу с лабораторными животными в виварии, работала на производстве ИФА-тестов на ковид, и однажды, уже во время обучения в магистратуре, мне представилась возможность устроиться настоящим микробиологом в настоящую биотехнологическую компанию.

Компания «Биофорте-лаб», в которой я работала, занимается производством белково-витаминных концентратов (БВК) — это продукт культивирования микробных клеток на отходах переработки различного нерастительного сырья, например, метанола. За полгода работы я просмотрела много ещё советских технологических регламентов, и узнала, что помимо меприна — БВК из микроорганизмов-метилотрофов, то есть питающихся ядовитым для нас метанолом — бывает ещё эприн, гаприн, паприн… Микроорганизмы-продуценты белка столь разнообразны, что могут потреблять и метанол, и этанол, и природный газ, и даже нефтяные парафины, и давать до 50% белка от массы получаемого продукта.

Эти белково-витаминные концентраты используются, в первую очередь, как кормовая добавка для животных, но, я думаю, это достойный аналог растительному соевому мясу для людей, ведь некоторые микроорганизмы дают даже больше незаменимых аминокислот, чем соя. В настоящее время люди пытаются восстановить или построить новые заводы по производству БВК, так что отрасль активно развивается.

В работе я активно использовала навыки, полученные на практикумах кафедры биологии почв — любимые культуральные методы микробиологии (посевы на плотные и жидкие питательные среды), подсчёт колоний, я варила питательные среды и осуществляла контроль физико-химических показателей микроорганизмов, растущих в колбах — это первая стадия производства, подготовительная.

После того, как микробы попадают в ферментёры (это такие большие бочки, в которых непрерывно растут микроорганизмы и куда им подаются необходимые питательные среды и микроэлементы, а ещё там строго заданные условия — например, температура и pH), вся работа ложится на плечи операторов, а микробиологам остаётся микроскопировать культуральную жидкость и внимательно следить за состоянием микробов.

Спустя полгода я решила поменять работу и совсем скоро начинаю работать санитарным микробиологом на большом заводе в Московской области. Надеюсь, что получится совмещать эту работу с учебой столь же успешно, как и прошлую.

Я считаю, что стаж необходимо нарабатывать без отрыва от обучения. Хорошим подспорьем здесь являются производственные практики, но двух месяцев такой практики может быть недостаточно, а чтобы устроиться на то место, которое интересно именно тебе, нужно проявить инициативу. Часто можно слышать, что выпускники попадают в замкнутый круг — чтобы найти работу, нужен опыт, но опыт можно получить в результате работы. Но если не лениться, то полученного в студенческие годы опыта становится достаточно для плавного старта своей настоящей, взрослой карьеры.

Самое главное — не бояться искать себя, менять работу, если что-то не нравится, искать разные пути к своему счастью. И помнить, что факультет почвоведения не ограничивается одними почвами, почвовед может всё!»

Читать больше рассказов и отзывов студентов и выпускников

О своей профессиональной жизни после окончания факультета рассказывает Валерия Клюева, выпускница 2015 года:

После окончания университета я поступила в аспирантуру факультета почвоведения, которую закончила в 2019 году и защитила в том же году кандидатскую диссертацию. На данный момент работаю научным сотрудником в ФИЦ «Почвенный институт им. В.В. Докучаева», лаборатория физики и гидрологии почв.

С какой областью знаний связана Ваша профессиональная жизнь сейчас?

Естественно-научная: почвоведение, агрофизика, механика почв и грунтов, отчасти микробиология.

Какие знания, полученные на факультете, позволили реализовать себя в Вашей нынешней профессиональной области?

В первую очередь, профильные знания, полученные на факультете в первые годы обучения и на спецкурсах кафедры физики и мелиорации почв. Но самое главное (что до конца осознается только сейчас, по прошествии нескольких лет после окончания специалитета и защиты диссертации) — это навыки быстрого поиска и анализа любой информации, способность мыслить критически, эрудированность.

Какие, на ваш взгляд, есть преимущества у естественно-научных специальностей?

Непосредственное соприкосновение с объектами своих исследований, возможность видеть их изменения и проявления; необходимость контакта с другими специальностями помимо профильной. Но если в целом, я думаю, что любые специальности хороши, просто важно быть открытым к разным наукам, дисциплинам или подходам.

Каких преподавателей Вы вспоминаете с особой теплотой?

Евгения Викторовича Шеина, Долгор Доржиевну Хайдапову, Наталью Викторовну Костину и Петра Михайловича Сапожникова.

Что бы Вы могли пожелать нынешним студентам факультета?

Веры в себя, упорства в тех целях, которые важны именно вам. Смелости, если есть страх поменять кафедру, направление, пойти на стажировку, найти работу по специальности или полностью сменить свой вектор. И, конечно, активной внеучебной жизни!

Какой совет Вы бы дали абитуриентам при выборе направления обучения?

Ответственно подойти к выбору направления: почитать официальные и неофициальные ресурсы, пообщаться со студентами и выпускниками, поизучать рынок вакансий по выбираемому направлению, прислушиваться к себе - и только после делать выводы.

Наиля Фазульдинова приехала учиться в Москву из далекого Челябинска с дипломом заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. В этом году Наиля закончила бакалавриат и поступила в магистратуру - экзамен она сдала лучше всех! Наиля рассказала нам, почему хочет продолжить обучение на факультете и почему ни на что не променяет кафедру географии почв:

«О факультете почвоведения я узнала, еще когда училась в лицее. Я занималась экологией и биологией, участвовала в олимпиадах, и к 11 классу успела понять, что мне очень интересна именно экология как наука и как направление профессиональной подготовки. Документы я подавала только на факультет почвоведения, только на направление "Экология и природопользование", так как знала со слов старших товарищей, что лучшего места, где бы готовили эколога, просто нет! За 4 года я не только не разочаровалась в факультете, но и укрепила свою уверенность в его уникальности. Искренне!

В этом году я закончила кафедру географии почв. Я с детства интересовалась палеонтологией. Со временем моя любовь к палеонтологии переросла в любовь к палеоэкологии. Выбор кафедры произошёл сам собой: научный руководитель (Семиколенных Андрей Александрович) пригласил к себе потенциальных студентов (на тот момент - первокурсников) и предложил на выбор направления исследований, одним из которых была, как раз, палеоэкология. Выбор научного руководителя определил и выбор кафедры, соответственно.

Моя научная работа связана с изучением пирогенных палеоархивов почв. Продукты горения в течение тысячелетий накапливаются, формируя пирогенные архивы — это буквально информация, «записанная» в природных почвах, а также почвах и культурных слоях поселений. Такие архивы могут быть использованы для реконструкции пирогенных воздействий и событий в прошлом.

Программа направления «Экология и природопользование» не ограничена базовой теоретической экологией, многие предметы практико-ориентированы, а значит - идёт подготовка реальных специалистов. Мне и самой удалось в этом убедиться в рамках моего, пусть и небогатого, опыта работы по специальности. По-моему, это крайне важно.

Я бы очень хотела продолжить своё обучение в магистратуре на кафедре географии почв, потому что хочу развивать научное сотрудничество со своим соруководителем (Зазовской Элей Павловной), а также с целым коллективом опытных учёных, в чьих исследованиях, к счастью, мне повезло немного поучаствовать, и которые внесли огромный вклад в мою дипломную работу - это специалисты из Института географии РАН.

Факультет является важным мостом между студентом и научными институтами. Там же, в Институте географии РАН, я проходила свою производственную практику».

Больше отзывов о факультете здесь!

На вопросы Студенческого научного общества отвечает выпускник 2019 года кафедры радиоэкологии и экотоксикологии Игорь Грабеклис. Игорь делится впечатлениями об обучении на кафедре, о студенческой жизни, рассказывает о трудоустройстве и даёт ценные советы!

Еще вчера знала, что напишу про МГУ. Но не думала, о чем именно.

Вечером подошла к лифту в ДАСе, когда его дверь уже закрывалась. Внутри был молодой человек, разговаривающий по телефону. Он увидел меня и нажал на кнопку задержки лифта. Очень мило, спасибо) 

Уже из контекста телефонного разговора стало понятно, что он отучился 4 года и планирует поступать в магистратуру. Краткий перебор вариантов свелся к очевидному: "Я не хочу в эти шараги. Я принял решение поступить сюда и сделаю это..."

Дальше он вышел, а я поехала с мыслями: "Красавчик! Ему бы в Проект Армия". 

"Я решил, я сделаю это, я смогу".

Еще одно место, где я чаcто слышу эти слова - именно окружение студентов МГУ. Я не хочу сказать, что другие хуже. Просто здесь каждый первый такой. 

МГУ хорош. Не образованием или оборудованием, а людьми. Я четыре года проучилась на самом дружном факультете бок о бок с лучшими студентами. Мы выпустились экологами - настоящими специалистами широкого профиля - умеющими все, даже прогать на С++.

Мы вместе готовились к сессии бессонными ночами, а потом тусили. Ходили по полям, лесам и болотам. Копали почвенные разрезы, изучали климатологию, собирали гербарий... А ночами опять тусили. 

Мы делили шоколадку на 100500 частей, спали семером в четырехместной палатке и обходились одним ведром воды вместо душа. 

И все это могло бы звучать ужасно, если бы не эти люди на фото. Лучшие.

Ахтямова Р.Р., выпускница 2017, каф. географии почв

Мой путь к поступлению в аспирантуру факультета почвоведения является в определенной степени уникальным. Мое знакомство с ним началось в 2001 году, когда я поступила на первое отделение биологического факультета МГУ. В то время я имела слабое представление о соседнем факультете и, к сожалению, не была знакома с его студентами. После окончания биофака, я продолжила работу по специальности физиолога в одной из московских клиник. Однако еще во время выполнения дипломной работы на базе Института молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта, я впервые задумалась об изучении экологии микроорганизмов молекулярно-биологическими методами.

Мне посчастливилось найти лабораторию, в которой я смогла воплотить все свои самые смелые идеи и попробовать абсолютно инновационные методы исследования микроорганизмов. Таким местом вдохновения и воплощения идей в науке стала исследовательская группа Алексея Львовича Степанова на факультете почвоведения. Благодаря соблюдению грамотного баланса между свободой действий молодых исследователей и тщательного планирования исследований, который всегда был приоритетом в работе Алексея Львовича, я смогла начать свою работу по абсолютно новому направлению. Факультет, как оказалось, легко вовлекает на свою орбиту людей «со стороны», а своим студентам дает возможность стать исключительно многопрофильными специалистами. Это очень важно, потому что современный рынок труда нуждается в соискателях с большим набором навыков и опыта еще до начала полноценной карьеры. На факультете почвоведения можно получить мультидисциплинарные знания и практические навыки по экологии, биологии, молекулярной биологии, географии, агрохимии и физике, а затем развивать карьеру в области науки, агробизнеса, контроля качества или консалтинга. На факультете замечательно развита система международного сотрудничества - в такой степени, что каждый желающий студент может получить возможность стажировки в лучших европейских университетах, а график занятий дает возможность подработки или начальной научной деятельности даже с первого курса.

И здесь я открою секрет, о котором мало кто из абитуриентов догадывается. Факультет почвоведения - это место рождения огромных перспектив и возможностей, которые могут изменить вашу жизнь навсегда. Так, например, после получения своих первых результатов по идентификации аммоний-окисляющих архей в дерново-подзолистой почве, я получила письмо от профессора Проссера из Абердинского университета (г. Абердин, Англия) с предложением продолжить исследования в его лаборатории. Хорошая репутация факультета почвоведения и известность работ Алексея Львовича сыграли ключевую роль в том, что мне посчастливилось выполнить ряд моих экспериментов в одной из лучших лабораторий мира.

Лично для меня факультет расширил горизонты, связал все мои знания воедино и открыл перспективы развития в абсолютно новом направлении.

Желаю удачи и верьте в себя!

Черобаева А., аспирант кафедры биологии почв в 2008-2011 годах

«Хотите стать министрами, фундаментальными учёными, или успешными предпринимателями, идущими на шаг впереди всей планеты? Поступайте на факультет почвоведения МГУ!» - о своей учебе и карьере, а также талантах и перспективах выпускников-почвоведов рассказывает Хабдульсалам Патович Лигидов, экс-министр земельных ресурсов и госимущества Кабардино-Балкарской республики. Хабдульсалам Патович закончил кафедру физики и мелиорации почв под научным руководством Александры Федоровны Вадюниной в 1982 году.

«Во-первых, Вы получите диплом самого важного вуза страны! Это уже стартовая позиция! В процессе даже простого общения в стенах университета Вы почувствуете ауру великих открытий человечества, почувствуете себя частью всего мироздания. Преподаватели дадут Вам необходимые алгоритмы жизнеустройства, которые будут универсальными в любых ситуациях. Вы будете понимать природу как таковую в целом и определите своё место в ней. В отличие от других специалистов, сможете заглядывать далеко в будущее, и от Вас будет зависеть, каким оно будет. Эти утверждения и выводы я делаю с высоты 65-летнего выпускника факультета почвоведения МГУ.

Факультет даёт фундаментальное образование, знания о почве, о земле как основе жизни и деятельности людей. Проходя обучение по разным предметам: математике, химии, физике, геологии, биологии, земельным ресурсам и другим перспективным научным проработкам - вы получите такой объём знаний, которых хватит на любые направления. И Вам просто нужно будет выбрать своё! Я, например, работал в органах власти, так сложилось. Всегда мог найти то решение, которое было бы наиболее приемлемым из предлагаемых. Но я всегда видел дальше остальных. Мне всегда было интересно заглядывать, а что там дальше - меня этому научил факультет. Во время обучения я этого не понимал, меня больше интересовали друзья, девочки, как сходить на дискотеку, как сдать очередную сессию... Но само собой как-то впиталось все, - молодой был! Работал впоследствии председателем Земельного комитета по Кабардино-Балкарской республике (КБР), руководителем управления Кадастра объектов недвижимости по КБР, министром земельных ресурсов и госимущества КБР.

Такие универсальные алгоритмы, заключенные в выражения: «Почва зеркало ландшафта», «Характерное время» и другие - выстроили мой поведенческий характер в работе. И когда начинались не совсем компетентные дискуссии на любом уровне, я говорил: «Почва зеркало ландшафта, - и для понимания добавлял, - она записывает всё как на магнитной ленте (на жёсткий диск сказали бы сейчас), надо уметь это считывать». Когда разбирали ситуации, растянутые во временном поле по тем или иным событиям, я напоминал про характерное время и говорил просто: «Всё что происходит в промежутке больше этого - константа, а всё что меньше - не существенно».

Вы научитесь быть в гармонии с окружающими, с природой. А какая на факультете зональная практика! Можно руками, взглядом, воздухом ощутить природу земли Российской. У вас будет твёрдая почва под ногами, потому что вы её будете знать и любить. Незабываемые на всю жизнь ощущения молодости, песен под гитару или другую музыку у костра на опушке леса, у озера, в горах дадут вам такой заряд, который даже виртуально не может быть создан!

Вы можете сказать: «Это было вчера!» Нет! Как раз в сочетании с теми кибервозможностями, которые у вас в руках, полученное фундаментальное образование даст ощущение превосходства. К примеру, уважаемый ректор В.А. Садовничий на праздновании 50-летия факультета объявил о суперкомпьютере, который вот-вот запустится в МГУ, и которым смогут пользоваться студенты. И какой же это будет прорыв во всех направлениях! Приходится вам позавидовать!

Удачи!»

Читать больше отзывов выпускников и студентов о факультете

 
 

 
 
 
Спонсор конференции: