Дисциплины по выбору

  1. Популяционная экология микроорганизмов. - Предмет и задачи популяционного подхода. Основное уравнение популяционной динамики как фундамент современной экологии (краткая история “золотого века“ экологии). Связь логистического уравнения с основными проблемами экологии (от теорий экониш, экологических стратегий до прикладных задач управления, включая биоконтроль). Выявление и количественный учет микробных популяций в природе (фенотипические и генотипические подходы). Теория микробного роста (основные показатели кинетики). Стехиометрия роста. Аллометрия. Значимость термодинамических показателей, включая экоэксергию. Динамика микробных популяций в почвах и других природных местообитаниях. Критерии приспособленности, экологические стратении, механизмы регуляции, подходы к управлению. Ключевая роль микробных популяций в проблемах экологической и продовольственной безопасности. - д.б.н. П.А. Кожевин
  2. Основы молекулярно-биологических методов и современные подходы к оценке биологической активности почв.  -  Введение в  молекулярную биологию. Выделение ДНК (РНК). Амплификация специфических фрагментов ДНК. Детекция продуктов амплификации. Принцип полимеразной цепной реакции (ПЦР). Применение ПЦР в различных отраслях. Секвенирование ДНК. Метод FISHКлонирование генов. Рестрикционный анализ. Понятие «функционального» гена. Геномика как  комплексная наука, изучающая геномы. - д.б.н. Н.А. Манучарова 
     

  3. Образовательные и научные кейсы для естественно-научных дисциплин как современный метод обучения в высшей школе.  -  Изучение классических и новых образовательных технологий. В курсе рассматриваются исторические аспекты возникновения кейсов как образовательной технологии и их роль в современном образовательном процессе в мире и России. Уделено внимание их видам и формируемым навыкам.  Он включает вопросы создания кейсов, их информационного обеспечения, методических подходов с учетом уровня обучения, поставленных задач и формируемых навыков, вопросы оформления текстового и иллюстративного материала, их представления перед студенческой аудиторией. Рассматриваются методологические подходы по решению кейсов, вопросы внедрения в образовательный процесс и их реализации на практических занятиях. В курс включены вопросы обеспечения методическими материалами для преподавателей, проводящих занятий с использованием кейс-технологий.  Особое внимание уделяется особенностям создания и реализации научных и образовательных кейсов в области естественно-научных дисциплин для разных уровней высшей школы.  - д.б.н. А.Б.Умарова
  4. Организация научных исследований в почвоведении, экологии и микробиологии. - Выработка у аспирантов целостного представления в области статистического анализа экспериментальных данных в почвоведении, экологии и сельском хозяйстве, овладение современными методами анализа данных с использованием пакетов прикладных программ, в том числе программной среде R, приобретение ими практических навыков и компетенций в сфере целостного анализа исследовательской ситуации. - д.б.н. В.П. Самсонова, к.с.-х.н. Ю.Л. Мешалкина
  5. Экосистемы Арктики: прошлое, настоящее и будущее.  - Углубленное освоение слушателями теоретических основ об особенностях формирования и функционирования экосистем и почв, развивающихся в зоне распространения многолетнемерзлых пород. - к.б.н. Г.В.Матышак