Сегодня на наши вопросы ответила Виктория Миличенкова, выпускница кафедры географии почв.

Виктория рассказала нам о своей дипломной работе, карьере, а также о создании своего проекта для туристов и походников.

Тема научной работы Виктории: “Сравнительный анализ ландшафтной структуры водосборных бассейнов Переднеазиатских нагорий на основе данных дистанционного зондирования”, научный руководитель — Трифонова Татьяна Анатольевна.

Виктория, расскажите о выборе кафедры и научного руководителя. Что для вас было приоритетом при выборе?

Уже при поступлении на факультет я знала, что буду учиться именно на географии почв, поэтому другие кафедры меня мало интересовали. Объясню, почему я сразу исключила из своего поля зрения другие направления: география — тот самый предмет, который не переставал меня удивлять и поражать еще со школы, и мне хотелось более детально в него погрузиться.

Про выбор научного руководителя я спрашивала у преподавателей других кафедр, старшекурсников, куратора курса. Общалась со многими сотрудниками кафедры географии почв, но достаточно долго не могла понять, к кому именно пойти. У меня было желание изучать горы, и кто-то рассказал про научные интересы Татьяны Анатольевны, после чего я стала ее студенткой.

Впечатления от учебы на кафедре, полезность спецкурсов и профиты.

Впечатления от учебы на кафедре у меня остались смешанные. Некоторые спецкурсы были интересными, другие воспринимались без энтузиазма. Самые интересные, на мой взгляд, спецкурсы были, пожалуй, от преподавателей кафедры химии почв.

Насколько тяжело учиться? Есть ли возможность совмещать работу с учебой?

Учиться, бывало, правда тяжело, особенно при полном погружении в процесс. Я думаю, что в целом можно работать на парт-тайме. У меня, к сожалению, такого опыта не было. Я с 3-го курса помимо учебы на факультете проходила программу профессиональной подготовки как научно-технического переводчика, поэтому училась и днем, и вечером. Как следствие, времени на работу уже физически не оставалось.

Расскажите о своей дипломной работе.

Проект моей дипломной работы предполагал расширение и в перспективе дополнение докторской диссертации Т.А. Трифоновой о ландшафтной структуре Армянского нагорья - одном из самых интересных в Передней Азии. Методологически я использовала разные инструменты настольных ГИС-приложений ArcGIS и SAGA. Моя работа прежде всего интересна с точки зрения алгоритмов, которые в ней опробованы и анализом Переднеазиатского макрорегиона с точки зрения бассейнового подхода: выделением общих и отличительных черт всех нагорий, которые в него входят.

Как и где проходила Ваша производственная практика? Была ли она полезна для последующей научной работы?

Производственная практика проходила на кафедре — я изучала возможности ГИС-приложений и строила заготовки карт. Насчет полезности могу сказать, что эта практика придала мне самостоятельности в выборе планирования. Я была неким “фрилансером” и выработала самодисциплину для выполнения поставленных мной же задач.

Участвовали ли Вы во внеучебной деятельности университета?

Во время обучения я была несколько раз на волонтерских мероприятиях, также первые 2 года учебы являлась стажером геологической школы МГУ, где помогала старшим студентам геологического факультета учить школьников геологии, проводить большую февральскую геологическую олимпиаду и ежегодные слеты. Мне также удалось дистанционно поучаствовать в научной конференции EGU-2020 и немного рассказать о своей дипломной работе.

На ваш взгляд, в чем преимущества получения высшего образования на факультете почвоведения МГУ? Есть ли минусы?

Преимущества, как и во всем МГУ, это глубокая теоретическая база знаний. Что не нравилось — обучение по старой литературе, нехватка нового оборудования. Также хотелось больше практических кейсов, которые помогли бы понять профессию и сформировать возможный пул задач, который пришлось бы решать на рабочем месте.

Какая сфера деятельности Вам наиболее интересна?

Для меня идеальная работа выглядит примерно так: каждые 2-3 месяца уезжать в экспедицию, чтобы потом по собранным материалам делать маленькие научные открытия. Мне сложно находиться на одном месте, поэтому перемещения в пространстве помогают чувствовать себя лучше. На данный момент я пришла к жизни периодического digital nomad'a (цифрового кочевничества — прим. ред.), так что могу с ноутбуком работать из другого города и страны, но хотелось бы большего вовлечения именно в географически-картографический контекст.

Расскажите про вашу деятельность в настоящий момент времени, как вы пришли к идее создания проекта?

Немного расскажу о текущей ситуации: сейчас я не работаю по профессии уже примерно год. Я ушла в молодой стартап, который помогает технологическим компаниям на рынке нанимать хороших разработчиков. Занимаюсь сейчас, в основном, привлечением кандидатов и аналитикой. Я решила кардинально поменять сферу деятельности после года работы по профессии: сначала ГИС-специалистом в 2ГИС, а потом инженером в Газпроме. Также год назад я стала самозанятым инструктором по туризму и вожу людей в походы по нашей стране.

Насчет идеи проекта: во время обучения в ВУЗе я посещала центральную секцию турклуба МГУ, в рамках которой зимой 2020 года была руководителем похода 1-й категории сложности по Подмосковью. Тогда я столкнулась с проблемой: очень сложно найти себе участников в группу, если постоянно не крутиться в туристских кругах и быть на виду. И тогда у меня возникла мысль, почему бы не облегчить этот поиск участников? И вот как раз сейчас я продумываю такой сервис, который был бы удобен и спортивным туристам, и коммерческим гидам для поиска участников в свои походы и поездки. Уже есть некоторые наработки, но не хотела бы выкладывать все козыри - после релиза обязательно покажу, что вышло (надеюсь, что это уже будет к осени).

С чем связано такое обильное прохождение ESRI MOOC курсов (открытые онлайн курсы — прим. ред.)? Ощущаете ли Вы недостаток навыков?

Недостаток знаний именно в ГИС я ощущала остро, поэтому курсы помогали мне изучать особенности ArcGIS и смотреть на ее различные применения в работе.

Какие навыки важны на практике больше всего?

С моей точки зрения, навыки обучения и общения с людьми наиболее важны, поэтому если вы еще не научились выстраивать коммуникацию — самое время начать.

Наиболее яркие моменты студенческой жизни.

Здесь не могу не упомянуть зональную практику — там было все, каждый раз с теплотой вспоминаю тот месяц. Я, как любитель природы, ценю походную атмосферу и возможность изучать природу на местности.

 

Совет студентам.

Не бойтесь общаться с преподавателями и продвигать свои идеи, зачастую они найдут отклик. В мире самое важное — коммуникация, поэтому структурируйте свои мысли четко и ясно излагайте желаемое.

 
 

 
 
 
Спонсор конференции: