I. Организационно-методический раздел
Цель курса – изучение экологии сорных растений для разработки оптимальной стратегии борьбы с ними.
Задачи курса – рассмотреть вопросы размещения сорных растений в пространстве, зависимости многообразия видов и численности от эдафических условий, ознакомиться с моделями численности сорняков на угодье, научиться планировать борьбу с сорняками в условиях конкретного угодья.
Место курса в профессиональной подготовке выпускников. Курс читается в 8 семестре студентам кафедры общего земледелия (4 год обучения) после прослушивания основных и специальных курсов: почвоведение, земледелия, растениеводства, физиологии растений, параллельно с курсом экологии.
Требования к уровню освоения содержания курса. По окончании курса студенты должны знать закономерности распределения основных видов сорняков в разных пространственных масштабах, знать количественные закономерности зависимости урожая от степени засоренности, уметь строить карты засоренности угодий и прогнозировать степень засоренности экономические затраты на борьбу с ней.
II. Содержание курса
Разделы курса. Особенности жизненных циклов сорных растений. Оценка степени засоренности угодья. Построение карт засоренности угодий. Планирование оптимальных стратегий борьбы с сорняками на отдельном угодье.
Темы и краткое содержание
Тема №1. Особенности биологии сорных растений. Агрофитоценоз и его компоненты. Классификация сорных растений с учетом их жизненных циклов. Модель развития однолетних сорняков. Необходимые параметры модели. Реализация модели для овсюга. Возможность прогноза засоренности однолетними сорняками.
Практическая работа 1. Занятие в библиотеке ВАСХНИЛ. Поиск литературы по теме: Параметры модели жизни яровых сорняков.
Практическая работа 2. Реализация модели жизни одного из яровых сорняков в пакете Excel.
Тема №2. Способы оценки засоренности угодий. Зависимость от целей. Разнообразие сорной растительности в разных масштабах: угодье, севооборот, хозяйство, район и т. п. Альфа, бета и гамма – разнообразие. Способы количественного выражения разнообразия. Влияние интенсификации сельскохозяйственного производства на степень разнообразия сорной растительности.
Практическая работа 3. Расчет коэффициентов разнообразия Шеннона и Симпсона в пакете Excel для разных культур и для разных лет.
Тема №3. Распределение сорняков в пространстве угодья. Характер распределений (случайное, контагиозное, регулярное). Законы распределения. Способы количественного выражения пятнистости. Индексы агрегированности.
Практическая работа 4. Сравнение распределения разных видов сорняков в разных условиях (разные культуры, разные годы).
Тема №4. Построения карт засоренности посевов. Семивариограмма и ее параметры. Кригинг. Виды кригинга. Влияние параметров опробования на карты.
Практическая работа 5. Построение карт пространственного распределения отдельных сорняков.
Тема №5. Экономические вопросы борьбы с сорной растительностью.
Вред, приносимый сорняками. Функции потерь урожая. Экономические пороги засоренности. Экономическая целесообразность. Зависимость от числа лет прогноза, от неоднородности размещения сорняков в пространстве, от сопутствующих факторов.
Тема №6. Модели засоренности и их использование для разработки оптимальной стратегии борьбы с сорняками.
Практическая работа 6. Планирование борьбы с сорняками на отдельном угодье.
Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу. Зачет состоит из двух частей. В теоретической части вопросы посвящены способам характеристики жизненных циклов сорных растений и их размещений в пространстве. В практической части студенты предлагают систему методов борьбы с сорняками на модельном угодье.
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
ВСЕГО (час.) | Лекции (час. ) | Семинары (час. ) | |
Тема 1 | 2 | ||
Практическое занятие 1,2 | 4 | ||
Тема 2 | 2 | ||
Практическое занятие 3 | 2 | ||
Тема 3 | 2 | ||
Практическое занятие 4 | 2 | ||
Тема 4 | 2 | ||
Практическое занятие 5 | 2 | ||
Тема 5,6 | 4 | ||
Практическое занятие 6 | 2 | ||
ИТОГО: | 24 | 12 | 12 |
IV. Форма итогового контроля – зачет
V. Учебно-методическое обеспечение курса
Основная литература
- Захаренко В.А. Гербициды. 1990.
- Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд, К. Экология. Особи, популяции и сообщества. 1989.
Дополнительная литература
- Исаев В.В. Прогноз и картографирование сорной растительности. 1990.
- Кирюшин В.И. Экологические основы земледелия. 1996.
Рецензент: доцент, к.б.н. Л.В.Лысак