Аспирантура

Внимание аспирантов выпускников 2018 года!
 
Получить дипломы об окончании аспирантуры можно в приёмные дни с 14-00 до 17-00 в отделе аспирантуры.
 

Приказ 3328ас от 1 октября 2018 года о зачислении в очную аспирантуру факультета почвоведения МГУ.

Вложения:
Скачать этот файл (Приказ 3328 от 01.10.18.docx)Приказ 3328 от 01.10.18.docx18 Кб
Внимание выпускников аспирантуры!
 
Печать черновиков дипломов в ректорате состоится 26 сентября. Проверка правильности дипломов - 27-28 сентября.
 
Отдел аспирантуры
 

Ниже прикреплены программы кандидатских экзаменов по специальностям: «Почвоведение» - 03.02.13, «Микробиология»- 03.02.03, «Экология» - 03.02.08, «Агрохимия» - 06.01.04, «Агрофизика» - 06.01.03, а также приказ об утверждении комиссий по приему кандидатских экзаменов с указаним дат проведения экзаменов.

 

 

 

Приказ 3044ас от 27 сентября 2017 года о зачислении в очную аспирантуру факультета почвоведения МГУ.

Вложения:
Скачать этот файл (Пр.о зачисл.-17.pdf)Пр.о зачисл.-17.pdf880 Кб

В разделе, посвященном вопросам аспирантуры размещены материалы (содержание программ, учебные планы, рабочие программы дисциплин и др.) по двум образовательным программам, реализуемым на факультете: Биологические науки и Сельское хозяйство.

ДИСЦИПЛИНЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ

Педагогика и психология в высшей школе. - Цель дисциплины - формирование готовности аспирантов к преподавательской деятельности в высшей школе, в ее рамках рассматриваются нормативно-правовые аспекты, психологические и педагогические основы высшего образования, формы и методы организации учебного процесса, а также современные педагогические технологии. Особенность дисциплины – практическое использование учебно-методических материалов. Дисциплина способствует формированию коммуникативной культуры будущих преподавателей вуза и учит разрабатывать методическое обеспечение для любого собственного учебного курса. - д.пед.н.Л.В.Попова

Статистический анализ экспериментальных данных с использованием пакетов прикладных программ. - Цель изучения дисциплины – выработка у аспирантов  целостного  представления  в  области  статистического  анализа  экспериментальных  данных  в  почвоведении,  экологии  и  сельском  хозяйстве,  овладение  современными  методами  анализа  данных  с  использованием  пакетов  прикладных программ, в том числе программной среде R, приобретение ими практических навыков и компетенций в сфере целостного анализа  исследовательской ситуации. - д.б.н. В.П.Самсонова, к.с.-х.н. Ю.Л.Мешалкина

Математическое моделирование почвенных процессов. - Получение и/или совершенствование теоретических знаний в области математического моделирования почвенных процессов. Курс знакомит с современным состоянием моделирования почвенных процессов и наиболее актуальными проблемами в этой области. Рассматривается моделирование поддерживающих (стабилизирующих) почву процессов, моделирование процессов деградации почв, а также моделирование экосистемных функций почв, в том числе моделирование регулирующих и обеспечивающих функций. Обсуждаются общеупотребительные приемы построения и проверки математических моделей, в том числе на примерах моделей почвообразования, моделей эволюции ландшафта, моделей водного цикла и циклов элементов питания. Особое внимание уделяется моделированию гидрологии почв и моделированию динамики углерода. Анализируются современные вызовы и успехи в области моделирования таких деградационных процессов, как уплотнение почв, засоление почв, водная эрозия. Рассматривается представление о необходимости баланса стабилизирующих и дестабилизирующих процессов. Обсуждаются ключевые вызовы моделирования почв и их экосистемных функций. -  д.б.н. Т.А. Архангельская

Биогеохимия стабильных изотопов. - В рамках курса рассматриваются основы учения об изотопах (изотопные эффекты и фракционирование изотопов), распространение изотопов важнейших биогенных элементов (водорода, углерода, азота, кислорода и серы) в биосфере и основные механизмы их фракционирования, примеры экологических исследований с использованием изотопного анализа. Большая часть курса посвящена примерам изучения естественного изотопного состава биогенных элементов в разных компонентах экосистем. Вместе с тем, рассматриваются и некоторые направления исследований с использованием изотопной метки, искусственно вносимой в систему для изучения разнообразных процессов. Показаны примеры изучения особенностей функционирования фитоценозов (эффективности фотосинтеза и использования воды), индикации источников воды для организмов, реконструкции климатических условий функционирования экосистем в прошлом, изучения трофических цепей, процессов трансформации соединений азота в экосистемах, определения источников солей в почвах и др. - к.б.н. доцент Т.И.Малышева, к.б.н. М.С.Кадулин

Современные методы и приборная база мониторинга состояния окружающей среды. - Ознакомление аспирантов с современными математическими моделями, используемыми в сельском хозяйстве, теоретическими основами моделей, их устройством, границами их применения, ошибками и возможностями долгосрочного прогноза, анализа состояния землепользования и рационального управления сельскохозяйственным производством. - д.б.н. А.А.Дымов

Система современных научных изданий и публикации в высокорейтинговых журналах в области сельского хозяйства. - Данная дисциплина направлена на формирование у аспирантов навыков подготовки результатов научных исследований для публикации в высокорейтинговых международных журналах. В лекционном курсе даются основы наукометрической оценки научных изданий и деятельности отдельных учёных и научных организаций. Описываются крупнейшие базы данных научных публикаций, которые одновременно выполняют функции рейтинговых агентств: Web of Science, Scopus, e-library. Даются практические основы подготовки научных статей, характеризуется структура научной статьи и особенности каждого из её компонентов. Аспиранты выполняют практические упражнения, готовят и обсуждают отдельные компоненты статей на основе данных, полученных в ходе своих научных исследований. Приводятся практические рекомендации по оформлению статей, их подаче в автоматизированные редакторские системы и по работе с рецензентами. Курс предполагает хорошее владение английским языком, поскольку примеры удачных и неудачных форм подачи материала приводятся из международных англоязычных журналов. Практические задания также выполняются на английском языке. - д.б.н. А.А.Дымов

Научно-педагогическая практика необходима для профессиональной подготовки к научно-педагогической деятельности в образовательных организациях высшего образования и представляет собой вид практической деятельности аспирантов по Осуществлению учебно-воспитательного процесса (преподавание специальных дисциплин, организация учебной деятельности студентов, научно-методическая работу по предмету, получение умений и навыков практической преподавательской деятельности). Цель прохождения аспирантами научно-педагогической практики: приобрести опыт педагогической и методической работы, сформировать и развить профессиональные навыки преподавателя высшей школы.

 

Дисциплины по выбору:

  1. Современные представления о питании растений и научных принципах системы удобрения. - Изучаются эффективные способы управления элементами питания растений для удовлетворения растущих потребностей в продовольствии при обеспечении интенсификации сельского хозяйства, сохранении почвенного плодородия и снижения непродуктивных потерь, негативно влияющих на качество воды и воздуха. -  д.б.н. В.А.Романенков
  2. Агрохимия и биосфера.Рассматриваются экологические проблемы, связанные с применением агрохимических средств, вопросы круговорота и баланса элементов питания растений проблемы получения экологически безопасной продукции, оптимизации агроландшафта, агроэкологический мониторинг, основные направления природоохранной деятельности. - д.б.н. В.С.Егоров
  3. Агрохимия лекарственных растений. - Ознакомление с основными классами фармакологически активных веществ, входящих в состав лекарственных растений, их химическим строением, физико-химическими свойствами. Характеристика основных растений – поставщиков лекарственного сырья. Изучение путей и методов, сопутствующих усилению синтеза и выхода фармакологически активных веществ из лекарственных растений. Ознакомление с технологией возделывания лекарственных растений.  - д.б.н. Л.П.Воронина
  4. Экосистемы Арктики: прошлое, настоящее и будущее. - освоение слушателями теоретических основ особенностей формирования и функционирования экосистем и почв, развивающихся в зоне распространения многолетнемерзлых пород. - к.б.н. вед.н.с. Г.В.Матышак
  5. Проблемы управления качеством растительной продукции. - Изучаются материалы, посвященные актуальным проблемам биотехнологии растительного сырья, прогрессивным технологиям выращивания растительных продуктов питания, вопросам качества и безопасности пищи. - д.б.н. Н.В.Верховцева
  6. Принципы построения научных исследований, анализа и представления данных. - Рассмотриваются принципы организации современных агрохимических и агрофизических исследований. Особое внимание уделяется использованию приемов повышения использования потенциала территории при обеспечении долговременного улучшения качества земель и сохранении экологической сбалансированности ландшафтов.  Уделено внимание: индикаторам, характеризующим эффективность использования влаги и удобрений на различных уровнях – от локального до глобального; управлению балансом влаги и питательных элементов в биологических системах земледелия. Дисциплина предполагает как освоение теоретических вопросов, так и практическое использование знаний с конкретными примерами, иллюстрирующими использование рассматриваемых принципов в различных стратегиях земледелия с учетом ценовой политики, природоохранных ограничений и экономических стимулов. - д.б.н. В.А.Романенков, д.б.н. А.Б.Умарова
  7. Образовательные и научные кейсы для естественно-научных дисциплин как современный метод обучения в высшей школе. - Рассматриваются исторические аспекты возникновения кейсов как образовательной технологии и их роль в современном образовательном процессе в мире и России, уделено внимание их видам и формируемым навыкам.  Курс включает вопросы создания кейсов, их информационного обеспечения, методических подходов с учетом уровня обучения, поставленных задач и формируемых навыков, вопросы оформления текстового и иллюстративного материала, их представления перед студенческой аудиторией. Рассматриваются методологические подходы по решению кейсов, вопросы внедрения в образовательный процесс и их реализации на практических занятиях. В курс включены вопросы обеспечения методическими материалами для преподавателей, проводящих занятий с использованием кейс-технологий.  Особое внимание уделяется особенностям создания и реализации научных и образовательных кейсов в области естественно-научных дисциплин для разных уровней высшей школы. - д.б.н. А.Б.Умарова

ДИСЦИПЛИНЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ

Педагогика и психология высшей школы. - Формирование готовности аспирантов к преподавательской деятельности в высшей школе осуществляется, как через теоретическое обучение, так и через практические занятия. Дисциплина включает 5 разделов. В первом разделе рассматриваются нормативно-правовые основы высшего образования в РФ, второй раздел посвящен психологическим основам высшего образования, третий – педагогическим основам, четвертый – формам и методам организации учебного процесса в высшей школе, в пятом разделе рассматриваются современные педагогические технологии. Особенность дисциплины – направленность на практическое использование учебно-методических материалов и возможность осуществления педагогической деятельности. - д.пед.н. Л.В.Попова

Математическое моделирование почвенных процессов.- Получение и/или совершенствование теоретических знаний в области математического моделирования почвенных процессов. Курс знакомит с современным состоянием моделирования почвенных процессов и наиболее актуальными проблемами в этой области. Рассматривается моделирование поддерживающих (стабилизирующих) почву процессов, моделирование процессов деградации почв, а также моделирование экосистемных функций почв, в том числе моделирование регулирующих и обеспечивающих функций. Обсуждаются общеупотребительные приемы построения и проверки математических моделей, в том числе на примерах моделей почвообразования, моделей эволюции ландшафта, моделей водного цикла и циклов элементов питания. Особое внимание уделяется моделированию гидрологии почв и моделированию динамики углерода. Анализируются современные вызовы и успехи в области моделирования таких деградационных процессов, как уплотнение почв, засоление почв, водная эрозия. Рассматривается представление о необходимости баланса стабилизирующих и дестабилизирующих процессов. Обсуждаются ключевые вызовы моделирования почв и их экосистемных функций. - д.б.н. Т.А. Архангельская

Статистический анализ экспериментальных данных с использованием пакетов прикладных программ. - выработка у аспирантов  целостного  представления  в  области  статистического  анализа  экспериментальных  данных  в  почвоведении,  экологии  и  сельском  хозяйстве,  овладение  современными  методами  анализа  данных  с  использованием  пакетов  прикладных программ, в том числе программной среде R, приобретение ими практических навыков и компетенций в сфере целостного анализа  исследовательской ситуации. - д.б.н. В.П.Самсонова, к.с.-х.н. Ю.Л.Мешалкина

 

Биогеохимия стабильных изотопов. - В курсе рассматривается особенности использования в почвенных и экологических исследованиях стабильных изотопах основных биогенных элементов по массе, таких как водород, кислород, углерод, азот и сера. Показазывается возникновение различий изотопного состава и их использование для интерпретации и получения новых знаний,  возможность и преимущество решения таких глобальных задач как изучение трансформации и скорости обновления органического вещества почв, процессов трансформации соединений азота в почвах, потоков элементов в системе «почва-микроорганизмы-растения», особенностей минерального питания растений, реконструкция климатических условий функционирования экосистем и их продуктивности по почвенным данным (палеоклиматология, палеоэкология и пр.). - к.б.н. Т.И. Малышева, к.б.н. М.С. Кадулин

 

Система современных научных изданий и публикации в высокорейтинговых журналах в области биологических наук. - Дисциплина направлена на формирование у аспирантов навыков подготовки результатов научных исследований для публикации в высокорейтинговых международных журналах. В лекционном курсе даются основы наукометрической оценки научных изданий и деятельности отдельных учёных и научных организаций. Описываются крупнейшие базы данных научных публикаций, которые одновременно выполняют функции рейтинговых агентств: Web of Science, Scopus, e-library. Даются практические основы подготовки научных статей, характеризуется структура научной статьи и особенности каждого из её компонентов. Аспиранты выполняют практические упражнения, готовят и обсуждают отдельные компоненты статей на основе данных, полученных в ходе своих научных исследований. Приводятся практические рекомендации по оформлению статей, их подаче в автоматизированные редакторские системы и по работе с рецензентами. Курс предполагает хорошее владение английским языком, поскольку примеры удачных и неудачных форм подачи материала приводятся из международных англоязычных журналов. Практические задания также выполняются на английском языке. - д.б.н. А.О Макеев, д.б.н. А.А.Бобров.

 

Современные методы и приборная база мониторинга окружающей среды. - Знакомство с современными и классическими приборами и методами почвоведения, теоретическими основами методов. Изучение современных методов и приборов изучения твердой фазы почв, методы и приборы измерения влажности и давления влаги. Современные датчики: температура, влажность, электропроводность почв. - д.б.н. А.А. Дымов

Научно-педагогическая практика необходима для профессиональной подготовки к научно-педагогической деятельности в образовательных организациях высшего образования и представляет собой вид практической деятельности аспирантов по Осуществлению учебно-воспитательного процесса (преподавание специальных дисциплин, организация учебной деятельности студентов, научно-методическая работу по предмету, получение умений и навыков практической преподавательской деятельности). Цель прохождения аспирантами научно-педагогической практики: приобрести опыт педагогической и методической работы, сформировать и развить профессиональные навыки преподавателя высшей школы.

Дисциплины по выбору

  1. Популяционная экология микроорганизмов. - Предмет и задачи популяционного подхода. Основное уравнение популяционной динамики как фундамент современной экологии (краткая история “золотого века“ экологии). Связь логистического уравнения с основными проблемами экологии (от теорий экониш, экологических стратегий до прикладных задач управления, включая биоконтроль). Выявление и количественный учет микробных популяций в природе (фенотипические и генотипические подходы). Теория микробного роста (основные показатели кинетики). Стехиометрия роста. Аллометрия. Значимость термодинамических показателей, включая экоэксергию. Динамика микробных популяций в почвах и других природных местообитаниях. Критерии приспособленности, экологические стратении, механизмы регуляции, подходы к управлению. Ключевая роль микробных популяций в проблемах экологической и продовольственной безопасности. - д.б.н. П.А. Кожевин
  2. Основы молекулярно-биологических методов и современные подходы к оценке биологической активности почв.  -  Введение в  молекулярную биологию. Выделение ДНК (РНК). Амплификация специфических фрагментов ДНК. Детекция продуктов амплификации. Принцип полимеразной цепной реакции (ПЦР). Применение ПЦР в различных отраслях. Секвенирование ДНК. Метод FISHКлонирование генов. Рестрикционный анализ. Понятие «функционального» гена. Геномика как  комплексная наука, изучающая геномы. - д.б.н. Н.А. Манучарова 
     

  3. Образовательные и научные кейсы для естественно-научных дисциплин как современный метод обучения в высшей школе.  -  Изучение классических и новых образовательных технологий. В курсе рассматриваются исторические аспекты возникновения кейсов как образовательной технологии и их роль в современном образовательном процессе в мире и России. Уделено внимание их видам и формируемым навыкам.  Он включает вопросы создания кейсов, их информационного обеспечения, методических подходов с учетом уровня обучения, поставленных задач и формируемых навыков, вопросы оформления текстового и иллюстративного материала, их представления перед студенческой аудиторией. Рассматриваются методологические подходы по решению кейсов, вопросы внедрения в образовательный процесс и их реализации на практических занятиях. В курс включены вопросы обеспечения методическими материалами для преподавателей, проводящих занятий с использованием кейс-технологий.  Особое внимание уделяется особенностям создания и реализации научных и образовательных кейсов в области естественно-научных дисциплин для разных уровней высшей школы.  - д.б.н. А.Б.Умарова
  4. Организация научных исследований в почвоведении, экологии и микробиологии. - Выработка у аспирантов целостного представления в области статистического анализа экспериментальных данных в почвоведении, экологии и сельском хозяйстве, овладение современными методами анализа данных с использованием пакетов прикладных программ, в том числе программной среде R, приобретение ими практических навыков и компетенций в сфере целостного анализа исследовательской ситуации. - д.б.н. В.П. Самсонова, к.с.-х.н. Ю.Л. Мешалкина
  5. Экосистемы Арктики: прошлое, настоящее и будущее.  - Углубленное освоение слушателями теоретических основ об особенностях формирования и функционирования экосистем и почв, развивающихся в зоне распространения многолетнемерзлых пород. - к.б.н. Г.В.Матышак
 
 

 
 
 
Спонсор конференции: