Абитуриенту

Уважаемые поступающие в магистратуру!

Факультет почвоведения открывает прием на направления подготовки «Почвоведение» и «Экология и природопользование» в 2023 году. Количество бюджетных мест по направлению «Почвоведение» составляет 40, на «Экологии и природопользовании» бюджетных мест 26. Поступающие, не прошедшие по конкурсу на бюджетные места по программам подготовки бакалавров и магистров, могут обучаться на факультете на платной основе. Обратите внимание, что в 2023 году для обучения на контрактных местах необходимо подавать отдельное заявление! Наличие такого заявления не обязывает Вас автоматически заключать контракт, однако без него зачисление на платные места будет затруднено.

Поступающие в магистратуру сдают один экзамен по выбранной специальности. Победителям и призерам Универсиады засчитывается 100 баллов по вступительному испытанию строго по направлению подготовки (специальности), по которому они участвовали в Универсиаде. Указанное число баллов дает гарантию на поступление, в связи с чем им рекомендуется подавать согласия на зачисление одновременно с остальными документами.

После поступления на направление «Экология и природопользование» на бюджетной или контрактной основе желающие могут быть зачислены на межфакультетскую магистерскую программу «Рациональное использование возобновляемых природных ресурсов» по результатам отдельного собеседования. Студенты, обучающиеся на контрактных местах, в том числе иностранные студенты, также могут выбрать программу «Natural Resources Management for Food Security» на английском языке.

Приемная комиссия работает как в очном, так и в дистанционном формате - документы можно подать лично или через систему webanketa.msu.ru. Вы можете ознакомиться с инструкцией по работе с ней на нашем сайте. Обратите внимание, что подать подлинник документа об образовании для зачисления в магистратуру можно только очно в приемной комиссии!

Вступительные испытания в магистратуру будут проведены дистанционно на платформе Zoom

Оставшиеся вопросы Вы можете задать приемной комиссии удобным для Вас способом.

Прошедшие события:

  • 19 апреля - утверждение результатов Универсиады «Ломоносов» по почвоведению и экологии.
  • 28 июня - вступительное испытание по экологии (досрочно): результаты.
  • 29 июня - вступительное испытание по почвоведению (досрочно): результаты.
  • 20 июня - 20 июля - прием заявлений для участия в конкурсе: пофамильные списки.
  • 21 июля, 10:00 - вступительное испытание по экологии: результаты.
  • 22 июля, 10:00 - вступительное испытание по почвоведению: результаты.
  • 24 июля, 10:00 - резервный день для проведения вступительных испытаний в магистратуру: результаты.
  • 5 августа, 12:00 - завершение приема дипломов от поступающих в магистратуру.
  • 9 августа - публикация информации о зачислении (приказы №3778 и №3779 от 07.08.2023).
  • 22 августа - начало поселения в общежитие поступивших в магистратуру.
  • 30 августа - вручение студенческих билетов.

О поступлении на факультет почвоведения МГУ:

Поселение в общежитие ДАС МГУ для поступивших на 1 курс бакалавриата и в магистратуру начинается с 22 августа. Для поселения необходимо обращаться в паспортный стол общежития по адресу: ул. Шверника, д. 19, кор. 2, к. 141. На факультет за направлением приезжать не надо

Поселение производится с 9:00 до 18:00 (в остальное время возможно поселение только на сутки, после чего необходимо обратиться в паспортный стол и оформить проживание на постоянной основе). Родители в период поселения первокурсников в общежитие не допускаются.

При себе иметь:

1. Паспорт + копия 1 стр. и стр. с регистрацией (на одном листе)
2. Две фотографии 3х4 (матовые)
3. Приписное свидетельство или военный билет (для юношей).
 
Поселение старшекурсников начнется с 25 августа

Уважаемые абитуриенты!

Факультет почвоведения открывает прием на направления подготовки «Почвоведение» и «Экология и природопользование» в 2023 году. Количество бюджетных мест по направлению «Почвоведение» составляет 65, для поступления требуются результаты ЕГЭ по русскому языку и биологии, а также - на выбор абитуриента - по математике (профильной), химии, географии или физике; дополнительное вступительное испытание - биология. На «Экологии и природопользовании» бюджетных мест 25, требуются результаты ЕГЭ по русскому языку и географии, а также - на выбор абитуриента - по математике (профильной), химии или биологии; дополнительное вступительное испытание - география. Не прошедшие по конкурсу на бюджетные места могут заключить контракт на платное обучение. Обратите внимание, что в 2023 году для обучения на контрактных местах необходимо подавать отдельное заявление! Наличие такого заявления не обязывает Вас автоматически заключать контракт, однако без него зачисление на платные места будет затруднено.

Приемная комиссия работает как в очном, так и в дистанционном формате - документы можно будет подать лично, через систему webanketa.msu.ru (инструкция по работе с ней) или портал Госуслуги (инструкция).

Дополнительные вступительные испытания в МГУ будут проведены дистанционно на портале exam.distant.msu.ru. Пожалуйста, ознакомьтесь с регламентом проведения вступительных испытаний.

Вы можете ознакомиться с основной информацией о факультете на специальном сайте для поступающих ecosoilmsu.ru. Оставшиеся вопросы можно задать приемной комиссии удобным для Вас способом.

Прошедшие события:
  • 14 апреля - подведены итоги олимпиады «Ломоносов» по экологии. Победители и призеры имеют право на зачисление без вступительных испытаний при условии получения результата не менее 75 баллов на ЕГЭ по профилирующему предмету.
  • 20 июня - 10 июля - прием заявлений на участие в конкурсе: пофамильные списки.
  • 12 июля, 9:00 - ДВИ по биологии (1 поток): результаты
  • 12 июля, 11:00 - экзамен вместо ЕГЭ по химии: результаты.
  • 13 июля, 11:00 - экзамен вместо ЕГЭ по математике: результаты.
  • 15 июля - собеседование по русскому языку для иностранных абитуриентов: результаты.
  • 15 июля, 11:00 - экзамен вместо ЕГЭ по русскому языку: результаты.
  • 15 июля, 15:00 - ДВИ по биологии (2 поток): результаты.
  • 17 июля, 11:00 - экзамен вместо ЕГЭ по физике: результаты.
  • 20 июля - собеседование по биологии или географии для иностранных абитуриентов.
  • 20 июля, 11:00 - экзамены вместо ЕГЭ по биологии или географии: списки абитуриентов.
  • 22 июля, 9:00 - ДВИ по географии: результаты.
  • 23 июля - резервный день для пропустивших экзамены вместо ЕГЭ по уважительной причине.
  • 24 июля - резервный день для пропустивших ДВИ по уважительной причине (биология, география).
  • 25 июля - завершение приема заявлений от поступающих без вступительных испытаний: пофамильные списки.
  • 28 июля, 12:00 - завершение приема подлинников документов об образовании у поступающих без вступительных испытаний и у поступающих на места в пределах квот.
  • 30 июля - публикация информации о зачислении без вступительных испытаний и по квотам (приказы №3632 и №3628 от 29.07.2023).
  • 3 августа, 12:00 - завершение приема подлинников документов об образовании у поступающих по общему конкурсу.
  • 9 августа - публикация информации о зачислении (приказы №3709 и №3717 от 04.08.2023).
  • 22 августа - начало поселения в общежитие поступивших на 1 курс.
  • 30 августа - вручение студенческих билетов.

Актуальная информация:

О своей профессиональной жизни после окончания факультета рассказывает Валерия Клюева, выпускница 2015 года:

После окончания университета я поступила в аспирантуру факультета почвоведения, которую закончила в 2019 году и защитила в том же году кандидатскую диссертацию. На данный момент работаю научным сотрудником в ФИЦ «Почвенный институт им. В.В. Докучаева», лаборатория физики и гидрологии почв.

С какой областью знаний связана Ваша профессиональная жизнь сейчас?

Естественно-научная: почвоведение, агрофизика, механика почв и грунтов, отчасти микробиология.

Какие знания, полученные на факультете, позволили реализовать себя в Вашей нынешней профессиональной области?

В первую очередь, профильные знания, полученные на факультете в первые годы обучения и на спецкурсах кафедры физики и мелиорации почв. Но самое главное (что до конца осознается только сейчас, по прошествии нескольких лет после окончания специалитета и защиты диссертации) — это навыки быстрого поиска и анализа любой информации, способность мыслить критически, эрудированность.

Какие, на ваш взгляд, есть преимущества у естественно-научных специальностей?

Непосредственное соприкосновение с объектами своих исследований, возможность видеть их изменения и проявления; необходимость контакта с другими специальностями помимо профильной. Но если в целом, я думаю, что любые специальности хороши, просто важно быть открытым к разным наукам, дисциплинам или подходам.

Каких преподавателей Вы вспоминаете с особой теплотой?

Евгения Викторовича Шеина, Долгор Доржиевну Хайдапову, Наталью Викторовну Костину и Петра Михайловича Сапожникова.

Что бы Вы могли пожелать нынешним студентам факультета?

Веры в себя, упорства в тех целях, которые важны именно вам. Смелости, если есть страх поменять кафедру, направление, пойти на стажировку, найти работу по специальности или полностью сменить свой вектор. И, конечно, активной внеучебной жизни!

Какой совет Вы бы дали абитуриентам при выборе направления обучения?

Ответственно подойти к выбору направления: почитать официальные и неофициальные ресурсы, пообщаться со студентами и выпускниками, поизучать рынок вакансий по выбираемому направлению, прислушиваться к себе - и только после делать выводы.

 
Опубликованы ранжированные списки поступающих в магистратуру в 2023 году.
 
Крайний срок подачи оригинала документа об образовании для зачисления - 12:00 5 августа. Лица, не представившие оригинал диплома в установленный срок, будут рассматриваться как отказавшиеся от зачисления. В случае недостаточного количества баллов для поступления на бюджетные места можно обращаться в приемную комиссию для заключения контракта на платное обучение.
 
Приказы о зачислении на бюджетные места №3778 (российские граждане) и №3779 (иностранные граждане) были подписаны на заседании Центральной приемной комиссии 7 августа. Приказы о зачислении на контрактные места издаются в рабочем порядке после подписания контракта и оплаты обучения в первом семестре.

 Уважаемые абитуриенты!

Факультет почвоведения публикует итоги подачи документов и информацию по зачислению на бюджетные места.

По направлению «Почвоведение» всего бюджетных мест 65. 29 июля было зачислено 3 человека без вступительных испытаний и 1 человек по отдельной квоте, осталось мест 61. По итогам подачи подлинников документов об образовании в Московский университет с учетом набранных баллов и приоритетов проходной балл составил 276.

По направлению «Экология и природопользование» всего бюджетных мест 25. 29 июля зачисления на данное направление не было. По итогам подачи подлинников документов об образовании в Московский университет с учетом набранных баллов и приоритетов проходной балл составил 228.

Списки зачисленных и представленных к зачислению опубликованы на сайте ЦПК. Ситуация в списках окончательная, обновление страницы производиться больше не будет. Приказы о зачислении будут подписаны 8 августа, сведения о зачислении опубликованы 9 августа на сайте https://cpk.msu.ru/

Абитуриенты, которым не хватило баллов для зачисления, могут обращаться в приемную комиссию для поступления на контрактные места. После 5 августа начнется также заключение договоров для поступающих в магистратуру, в том числе на образовательные программы «Рациональное использование возобновляемых природных ресурсов» (межфакультетская) и «Natural Resources Management for Food Security» (на английском языке).

О том, как сложилась профессиональная жизнь после окончания Университета, рассказывает выпускница факультета 2022 года Надежда Данилова. В дипломной работе Надежды «Сравнительная характеристика кадастровой стоимости земель агроландшафтов Северо-Западного федерального округа» была показана чувствительность подходов кадастровой оценки к различным почвенно-географическим условиям агроландшафтов. Обучаясь в бакалавриате, Надежда проходила производственную практику в ассоциации «Русское общество оценщиков» - и осталась там работать:

«Моя профессиональная жизнь неразрывно связана с областью оценочной деятельности вот уже более четырех лет. Я контролирую деятельность практически 3000 оценщиков по всей стране. В свободное от работы время я передаю свои знания в области химии ребятам, выбравшим это направление для своей дальнейшей реализации. Сложно сказать, с какой областью знаний мне приходится сталкиваться в работе: это и аналитика, и право, и психология (когда пытаешься расстроенным специалистам объяснить, в чем они были не правы при выполнении своей работы), и математика. Знания, полученные в курсах высшей математики, информатики, кадастровой оценки, земельного права и правоведения позволили мне реализовать себя в профессиональной среде оценщиков.

По моему мнению, естественно-научный профиль дает возможность попробовать себя в различных видах деятельности, развивает мышление и интерес к различным исследованиям. Также естественно-научные специальности предполагают много различных практик, в том числе и полевых.

- Каких преподавателей Вы вспоминаете с особой теплотой?

Сложно выделить кого-то конкретного, так как преподаватели всех курсов были прекрасными людьми и педагогами. С особой теплотой я вспоминаю весь преподавательский состав своей кафедры (физики и мелиорации почв), и отдельно не могу не выделить своего научного руководителя - Петра Михайловича Сапожникова, и прекрасную заведующую кафедрой Аминат Батальбиевну Умарову; Ирину Евгеньевну Смирнову – нашего куратора; Павла Владимировича Красильникова и его интереснейшие лекции по продовольственной безопасности; Алексея Сергеевича Сорокина.

- Что бы Вы могли пожелать нынешним студентам факультета?

Ставить перед собой цели и не бояться их достигать! Относиться ко многим вещам с философской точки зрения. Найти ту нишу, в которой захочется развиваться, дело, которое будет приносить удовольствие».

Больше отзывов о факультете от студентов и выпускников

В прикрепленных файлах доступны оценки за вступительное испытание в магистратуру по почвоведению и по экологии (результаты двух потоков и резервного дня) с учетом оценок, полученных за победу в Универсиаде.

Для зачисления в магистратуру необходимо предоставить в приемную комиссию подлинник документа об образовании. 

Ранжированные по баллам списки поступающих с указанием наличия подлинника документа об образовании будут опубликованы позже. Следите за обновлениями!

Уважаемые абитуриенты!

Стали известны результаты дополнительного вступительного испытания по географии. С ними вы можете ознакомиться в прикрепленном файле. 

Показ работ состоится 25 июля (вторник) с 12:00. Предварительная запись на показ осуществляется на портале «Университет без границ» (https://exam.distant.msu.ru) со страницы экзамена. При себе необходимо иметь паспорт для идентификации личности. Технические требования - те же, что и при участии в ДВИ.

Уважаемые абитуриенты!

Стали известны результаты дополнительного вступительного испытания по биологии (оба потока). С ними вы можете ознакомиться в прикрепленном файле. 

Показ работ состоится 24 июля (понедельник) с 14.00 до 18.00. Предварительная запись на показ осуществляется на портале «Университет без границ» (https://exam.distant.msu.ru) со страницы экзамена. При себе необходимо иметь паспорт для идентификации личности. Технические требования - те же, что и при участии в ДВИ.

Кафедра биологии почв факультета почвоведения МГУ - одно из тех мест, где готовят лучших в России микробиологов. Сильной стороной ее выпускников является то, что они разбираются не только в классической микробиологии, но и в экологии микроорганизмов: понимают не только как они устроены и как растут на чашке Петри, но и как развиваются в естественных условиях и какие функции выполняют в биосфере.

Могут ли выпускники этой кафедры работать, например, в сфере биотехнологий? Да - и очень успешно! Дело в том, что на многочисленных биотехнологических направлениях различных вузов зачастую дается инженерно-техническое, а не биологическое образование, так что на действующих предприятиях существует дефицит квалифицированных микробиологов. Но и этим возможности трудоустройства не ограничиваются, хорошие микробиологи нужны во многих отраслях.

Анна Гончарова закончила бакалавриат по направлению «Экология и природопользование» на кафедре биологии почв, а сейчас обучается там же на направлении «Почвоведение» в магистратуре. Сегодня она рассказывает о начале своего профессионального пути:

«Ещё в бакалавриате я начала подрабатывать. Всегда хотелось если и подработку, то именно по специальности, чтобы копился стаж — на третьем курсе я влюбилась в микробиологию, и долго искала вакансию какого-нибудь лаборанта, надеясь потом вырасти в настоящего взрослого микробиолога.

Основная сложность была в том, что почти все вакансии, что мне попадались, были рассчитаны на полный график, который никак не совместишь с учебой. Я пробовала репетиторство, работу с лабораторными животными в виварии, работала на производстве ИФА-тестов на ковид, и однажды, уже во время обучения в магистратуре, мне представилась возможность устроиться настоящим микробиологом в настоящую биотехнологическую компанию.

Компания «Биофорте-лаб», в которой я работала, занимается производством белково-витаминных концентратов (БВК) — это продукт культивирования микробных клеток на отходах переработки различного нерастительного сырья, например, метанола. За полгода работы я просмотрела много ещё советских технологических регламентов, и узнала, что помимо меприна — БВК из микроорганизмов-метилотрофов, то есть питающихся ядовитым для нас метанолом — бывает ещё эприн, гаприн, паприн… Микроорганизмы-продуценты белка столь разнообразны, что могут потреблять и метанол, и этанол, и природный газ, и даже нефтяные парафины, и давать до 50% белка от массы получаемого продукта.

Эти белково-витаминные концентраты используются, в первую очередь, как кормовая добавка для животных, но, я думаю, это достойный аналог растительному соевому мясу для людей, ведь некоторые микроорганизмы дают даже больше незаменимых аминокислот, чем соя. В настоящее время люди пытаются восстановить или построить новые заводы по производству БВК, так что отрасль активно развивается.

В работе я активно использовала навыки, полученные на практикумах кафедры биологии почв — любимые культуральные методы микробиологии (посевы на плотные и жидкие питательные среды), подсчёт колоний, я варила питательные среды и осуществляла контроль физико-химических показателей микроорганизмов, растущих в колбах — это первая стадия производства, подготовительная.

После того, как микробы попадают в ферментёры (это такие большие бочки, в которых непрерывно растут микроорганизмы и куда им подаются необходимые питательные среды и микроэлементы, а ещё там строго заданные условия — например, температура и pH), вся работа ложится на плечи операторов, а микробиологам остаётся микроскопировать культуральную жидкость и внимательно следить за состоянием микробов.

Спустя полгода я решила поменять работу и совсем скоро начинаю работать санитарным микробиологом на большом заводе в Московской области. Надеюсь, что получится совмещать эту работу с учебой столь же успешно, как и прошлую.

Я считаю, что стаж необходимо нарабатывать без отрыва от обучения. Хорошим подспорьем здесь являются производственные практики, но двух месяцев такой практики может быть недостаточно, а чтобы устроиться на то место, которое интересно именно тебе, нужно проявить инициативу. Часто можно слышать, что выпускники попадают в замкнутый круг — чтобы найти работу, нужен опыт, но опыт можно получить в результате работы. Но если не лениться, то полученного в студенческие годы опыта становится достаточно для плавного старта своей настоящей, взрослой карьеры.

Самое главное — не бояться искать себя, менять работу, если что-то не нравится, искать разные пути к своему счастью. И помнить, что факультет почвоведения не ограничивается одними почвами, почвовед может всё!»

Читать больше рассказов и отзывов студентов и выпускников

Вниманию поступающих в магистратуру!

20 июля завершается прием документов для участия в конкурсе. Обратите внимание, что при дистанционной подаче заявление и документы также проверяются приемной комиссией и при наличии ошибок могут быть возвращены Вам для исправления. Для допуска к экзамену все исправления должны быть вовремя внесены! Вступительные испытания в магистратуру по почвоведению и экологии пройдут в дистанционном формате:

- Экология: 21 июля в 10:00

- Почвоведение: 22 июля в 10:00

Подключаться следует заблаговременно (не позже 9:30), чтобы пройти процедуру идентификации. Письма с регламентом вступительного испытания и ссылкой для подключения направляются за два дня до вступительного испытания на адрес электронной почты, указанный при регистрации. Если Вы не получили письма, свяжитесь с приемной комиссией.

20 июля в 16:00 - 17:00 по той же ссылке для подключения можно пройти проверку оборудования, а также задать вопросы по процедуре проведения вступительного испытания.

Победителям и призерам Универсиады, поступающим на то же направление подготовки, будет засчитано 100 баллов за вступительное испытание. Подключаться к экзамену им не нужно.

Кирилл Толстыгин, аспирант факультета почвоведения, рассказывает о своей педагогической практике и ценных качествах, которые приобретают студенты и молодые преподаватели в условиях полевых практик. В этом году Кирилл ездил в зональную практику в качестве преподавателя бригады.

- Какие впечатления от практики вообще?

- Впечатления — атас! Я влюбился в зональную практику еще в первый раз, будучи студентом. После магистратуры я ездил стажером (у преподавателя Ольги Юрьевны Гончаровой), и, когда мне доверили быть полноценным бригадным преподавателем, был в восторге. Как сказал провожая студентов Лев Анатольевич Поздняков: «Нет таких людей, кто съездил бы в зональную практику и жалел об этом», — вот я не только не жалею, но и стремлюсь попасть туда снова.

- Отличается ли зоналка со стороны преподавателя и студента?

- Да, конечно. Когда ты студент, тебя беспокоят совершенно другие вещи: всё вовремя сдать, написать отчет, успеть потусоваться на костре и так далее. В качестве преподавателя приходится нести ответственность за всю бригаду: готовиться к полевым выходам и камеральным занятиям, пытаться понять, как лучше донести информацию до студентов, да и в целом повышать свой уровень осведомленности о предметах исследования — собственно, почвах.

- Какие ценные качества даёт ребятам опыт полученный в зоналке?

- Я, как и многие мои коллеги по зональной практике, убежден, что зоналка — не только про почвоведение, экологию, геоботанику. Это про работу в коллективе. Даже если студент не запомнит и не усвоит абсолютно всю полученную на практике информацию, он точно научится работать три недели с одной группой людей в непривычных для городского жителя условиях. Когда тебе поначалу некомфортно, или когда люди в твоей бригаде уже надоели за этот 21 день, когда тебе постоянно надо куда-то идти и что-то делать — вот тогда человек по-настоящему раскрывается, видит в себе все недостатки и может их исправить. Вот именно этот опыт — и есть самое главное, что дает зональная практика.

- Легко или просто быть преподавателям в условиях зональной практики?

- Поначалу (на первой и чуть-чуть на второй стоянках) мне было очень непривычно. Я не понимал, как правильно выстроить рабочий процесс со студентами, как правильно подавать им информацию и как, собственно, учить их почвоведению. Я думал, что можно просто отправить студентов в самостоятельный научный поиск — позволить им попытаться самим разобраться в том, что мы исследуем. Сам я планировал наблюдать и направлять студентов. Оказалось, что это так не работает. Студентам нужно объяснять, рассказывать, четко указывать им на то, что они должны найти в своем научном поиске. А если ты не объяснил, не рассказал или указал пять раз за практику — можно считать, что ты не сделал этого ни разу. Кроме того, когда ты молодой преподаватель, то бывает сложно выстроить нормальные рабочие отношения со студентами. Грани между «преподаватель — старший товарищ — друг» очень легко размываются в полевой, более неформальной, обстановке. Я был морально готов к этому, и заранее приготовил слова к тому случаю, когда студенты начнут нарушать субординацию. К счастью, мне очень повезло с бригадой — студенты сами очень строго держали себя в рамках. И даже после завершения условного «рабочего дня» на практике, относились с большим уважением и пиететом.

- В современном мире при высоком уровне развития технологий - нужны ли полевые практики вообще и зональная в частности?

- Да, конечно! Особенно — студентам факультета почвоведения. К счастью, почва — не тот объект, который можно познать на лекции, когнизировать посредством учебников или изучить на цифровом двойнике. Любой человек, который хочет называть себя почвоведом или экологом — обязан побывать в этом невероятном научном приключении. Многие мои коллеги считают зоналку центральной частью их обучения на факультете. И я с ними солидарен.

Читать больше отзывов и рассказов про обучение на факультете

О своей профессиональной жизни за стенами факультета и преимуществах выпускников естественно-научных специальностей рассказывает Анастасия Тыниссон. Настя закончила кафедру физики и мелиорации почв в 2022 году под научным руководством Марины Александровны Бутылкиной.

«После получения диплома магистратуры я поступила на PhD в Тартуский университет. Меня приняли в большой ERC грант, посвященный экологии растений и адаптации растительных сообществ под изменяющиеся условия среды на пастбищах и заброшенных угодиях. Наш проект затрагивает угодья на территориях Эстонии, Швеции, Австрии, Англии и Нидерландов. На данном этапе я занимаюсь тремя экспериментами, в задачи которых входят анализы микробных сообществ, микоризы, почв и растений, а также постановка опытов. Суммарно мы выращиваем больше двух тысяч различных генотипов одного вида. В нашей команде работают ученые из разных стран мира с совершенно разными специализациями от химии до физики почв, что помогает нам расширить границы исследования и придумывать что-то новое.

На данный момент я занимаюсь экологией растений, но это включает в себя все, что можно только представить: химия, минералогия, физиология растений, эволюция, физика почв, биология почв, микология и многое другое. Например, недавно мы измеряли фотосинтез и дыхание растений.

На самом деле, я бы сказала, что все знания, полученные на факультете, позволили мне реализовать себя как профессионала. Каждый кусочек из каждого предмета в итоге помогает сложить свое видение о каком-то вопросе и выступать экспертом в той или иной сфере. Пожалуй, самое основное, что можно выделить, это вопросы о функционировании почв, о процессах внутри и о том, как они влияют на растения.

Главное преимущество естественно-научных специальностей – это творчество. Любой эксперимент в естественно-научных специальностях начинается с неожиданного вопроса и поиска путей ответа на него. И эти пути могут быть совершенно разные, все зависит от объема знаний и способности их применить.

А сегодняшним студентам факультета мне бы хотелось сказать: «Если вам кажется, что вы созданы для науки, то вам не кажется». Я бы пожелала проявляться, участвовать в конференциях, искать новые методы и больше общаться с научными кругами, чтобы приобрести не только полезные знакомства, но и обмениваться идеями и вдохновением. Самое главное пожелание – не бояться спрашивать как можно больше и чаще у старших или более опытных коллег.

Совет абитуриентам от Анастасии:

«Слушать себя и свое сердце. Если абитуриент чувствует, что не может жить без природы, любит создавать и задается вопросами о том, как устроен мир с точки зрения биологии, то ему точно к нам».

Читать больше отзывов выпускников и студентов о факультете

Может ли почвовед помочь создать здоровую атмосферу на международной космической станции? Об этом рассказывает Александра Дымова, выпускница 2011 года.

Александра закончила кафедру биологии почв под руководством Марата Мутагаровича Умарова, и ее научные интересы во время обучения на факультете были связаны с изучением микробиологических комплексов муравейников и особенностями трансформации азота в гнездах почвообитающих муравьев.

«Я всегда грезила космосом. С детства в любой поездке, да и до сих пор, обязательные пункты для посещения — это планетарии и обсерватории. Поэтому упустить возможность совместить два своих любимых направления, а именно микробиологию и космос, я не могла!

В последний год обучения я уже начала работать в Институте проблем безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ РАН). Работа там дала мне большой опыт, как в профессиональной сфере, так и в понимании того, чем конкретно я хочу заниматься. Так я начала свой путь в Институт медико-биологических проблем (ИМБП РАН). Попасть туда было трудно, я прошла собеседование у своего теперь уже начальника отдела и директора института.

Сейчас я работаю старшим научным сотрудником в «Лаборатории микробиологии среды обитания и противомикробной защиты». Основной моей работой является мониторинг среды обитания Российского сегмента Международной космической станции.

Поскольку МКС — это замкнутые герметичные объемы, очень важно отслеживать состояние среды внутри станции. Регулярно перед каждым спуском на Землю, космонавты проводят отборы проб с внутренних поверхностей и конструкционных материалов, а также отбирают пробы воздуха. Получив данные пробы, мы незамедлительно делаем посевы и идентифицируем полученные микроорганизмы. Для МКС существует свои нормативные правила, обозначающие верхние предельные значения уровня обсемененности (заражения) микроорганизмами и в случае их превышения, мы посылаем на борт радиограмму с просьбой обработать данные зоны специальным дезинфицирующим средством. Кроме основного мониторинга, я участвую и в других интересных проектах, а также провожу дополнительные исследования полетных штаммов, ведь их изучение имеет большое значение для построения баз на других объектах Солнечной системы и для дальних космических полетов.

Помимо общения с космонавтами через центр управления полетами, мы регулярно встречаемся с ними после каждого полета, и каждый специалист в своей сфере обсуждает различные нюансы и перспективы на будущее.

Также в рамках общекосмической подготовки кандидатов в космонавты-испытатели мы проводим обзорную лекцию по нашей работе, и мне выпала честь выступить перед последним набором кандидатов в космонавты-испытатели 2020 года и поделиться своими знаниями.

Несмотря на то, что моя работа сейчас не связана с темой, которой я занималась на факультете, я продолжаю развивать это направление, внедряя в свои исследования более современные методы. Я начинаю связывать почвенные исследования и с космическими экспериментами, так как исследование почв очень важно, например, для будущих космических оранжерей.

В течение последнего года мы с Натальей Викторовной Костиной и Михаилом Владимировичем Горленко успешно применяем методику мультисубстратного тестирования к полетным штаммам, в ближайшее время я надеюсь на выход уже полноценных публикаций на эту тему.

Я с теплотой вспоминаю всех своих преподавателей, особенно мою кафедру - биологии почв, и я очень рада, что до сих пор мы продолжаем тесное сотрудничество.

Всем тем, кто раздумывает над выбором факультета я хочу пожелать, в первую очередь, никогда не сомневаться в себе и в своих силах! Наш факультет дает настолько полноценное и разностороннее естественно-научное образование, что после окончания учебы вы будете востребованы и сможете работать во множестве отраслей, как сделали я и мои однокурсники.

Могла ли я, поступая на наш чудесный факультет и придя на любимую кафедру биологии почв, мечтать о том, что я смогу стать космическим микробиологом, который прикасается к чему-то поистине неземному? Думаю, ответ перед вами!».

Читать больше отзывов выпускников и студентов о факультете