АбитуриентуВнимание! по многочисленным просьбам - регистрация на Универсиаду продлена до 12.03.2021 (включительно)! Просим тех, у кого были проблемы с регистрацией, подачей заявки, решить вопрос с организаторами, осталось несколько дней! Хочешь поступить в магистратуру без экзаменов? Успей подать заявку на участие в Универсиаде с 20 января по 12 марта 2021 года! Факультет почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова приглашает студентов России, СНГ, ближнего и дальнего зарубежья принять участие в 7-й Универсиаде «Ломоносов» по почвоведению и экологии.
Мероприятие проводится по двум направлениям подготовки: Победители и призеры Универсиады определяются по результатам двух туров и получают право на льготы при поступлении в магистратуру факультета почвоведения МГУ имени М.В.Ломоносова по соответствующей специальности (100 или 95 баллов за вступительное испытание).
Более подробная информация, регистрация участников и отправка работ на сайте https://lomonosov-msu.ru/rus/event/6536/ Выпускники прошлых лет также могут принимать участие в Универсиаде и претендовать на льготу при поступлении. Задать имеющиеся вопросы об участии в Универсиаде по Почвоведению и Экологии можно по электронной почте Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Наталье Владимировне Орешниковой или во Вконтакте https://vk.com/helentimofeeva Тимофеевой Елене Александровне.
Рассказывает Борис Горин – выпускник кафедры географии почв 2012 года, в настоящее время работает менеджером в международной компании KPMG, одной из крупнейших в мире сетей, оказывающих аудиторские, налоговые и консалтинговые услуги, которая входит в Большую четвёрку:
"Я закончил кафедру географии почв. При подготовке дипломной работы под руководством Ирины Анатольевны Мартыненко занимался составлением почвенных карт города Москвы с применением методов ГИС. Освоение данных методов помогло мне быстро найти работу по окончании университета.
Я с теплотой вспоминаю студенческие годы. Факультет почвоведения Московского университета дал отличную подготовку и базу знаний для построения карьеры в области экологического консалтинга. Помимо серьезных профессиональных знаний, университет научил меня самостоятельно находить и анализировать информацию, выделяя главное, структурно мыслить и ставить цели. Что касается полученных софт-скилов, о которых все так часто говорят, обучение на факультете почвоведения вряд ли может конкурировать с обучением на других факультетах. Полевые практики, работа над дипломным проектом и в целом атмосфера на факультете всегда располагала к общению, как внутри студенческого коллектива, так и с преподавателями и профессорами. Умение донести свои мысли, договориться с людьми, способность учиться и креативить, дало основу умения вести переговоры, работать в команде и эффективно коммуницировать с коллегами в контексте профессиональной деятельности.
В настоящее время я работаю в компании KPMG менеджером группы операционных рисков и устойчивого развития. Веду проекты, связанные с низкоуглеродным развитием компаний, направленные на снижения рисков климатических изменений для населения и экономики в различных бизнес-секторах, среди которых металлургия, нефтегаз, нефтехимия, химия, транспорт. Проекты ведутся по всей России и странам СНГ. Работа очень разноплановая, активная, как говорится - не соскучишься.
В нашей компании и в нашей рабочей группе выпускники факультета почвоведения востребованы и активно работают. Я бы хотел мотивировать выпускников факультета следить за вакансиями нашей компании на сайте hh. Кроме навыков, о которых я говорил выше, от кандидата требуется знание английского языка".
Интервью от Студенческого научного общества факультета почвоведения На наши вопросы ответили: Анастасия Дунаева, выпускница магистратуры 2019 кафедры физики почв Кирилл Толстыгин, магистр кафедры физики почв
Анастасия: — Расскажите про обучение на кафедре и Вашу научную работу. — Кафедру я выбрала в конце 2 курса, после того, как познакомилась с основными темами и работами направления. Меня привлекли работы по гидрофизике почв, которыми занималась Аминат Батальбиевна Умарова. Она подробно рассказала про деятельность кафедры, перспективы. Спектр научных исследований широк и всячески перекликается с различными научными направлениями (биология, химия, география, математическое моделирование). Также уделяется внимание и экологической функции почв (например, работы по городским почвам). За время обучения на кафедре удалось затронуть даже земельный кадастр и ландшафтный дизайн. На кафедре очень много практических занятий, а преподаватели стараются применять новые подходы к обучению и делать пары интересными. Например, мы чертили дренажную систему участка, писали рецензии к работам однокурсников, представляли проект сада. Мои бакалаврская и магистерская работы связаны с изучением влияния дорожной пыли на водно-физические свойства песка, торфа и пахотного горизонта. Эти субстраты очень важны, так как они используются как горизонты при создании почвенных конструкций в озеленении города. В рамках работы образцы смешивались с дорожной пылью, отобранной на улицах Москвы (Минская улица и Новорязанское шоссе). Я исследовала проведение и удержание влаги и доступность влаги образцами – строила кривые водоудерживания, сравнивала почвенные константы, изучала фракционный состав, рассматривала некоторые химические свойства. Также затронула вопрос пригодности таких субстратов для роста и развития растений. Благодаря научной работе и возможностям кафедры я освоила различные методы лабораторного исследования почв. — Работали ли Вы во время учебы? — На первом курсе магистратуры мне удалось попасть на программу Doing Business от ВШБ. Это специальная программа для естественников и технарей, где можно освоить менеджмент, маркетинг и предпринимательство, познакомиться с интересными и активными ребятами с разных факультетов МГУ. Отбор состоял из нескольких этапов (анкета, интервью, деловая игра), после чего меня ждал 1 год вечернего обучения и две проектные работы. В конце программы я попала на стажировку в российскую страховую компанию, где проработала 1,5 года в корпоративном проекте, в том числе весь 2 год магистратуры. Мне удавалось совмещать учёбу и стажировку, так как она была гибкой и позволяла уделить время для научной работы. — Где Вы работаете сейчас, были/есть проблемы с трудоустройством? — Для того чтобы успешно устроиться на работу, нужно нарабатывать опыт и развивать разные скиллы уже будучи студентом. В этом помогают стажировки, проектные работы. Сейчас я работаю, но не по специальности факультета. — Связана ли Ваша научная деятельность с работой? — Научная деятельность и работа не связаны. — Какие навыки важны на практике больше всего? — Есть много навыков, полученных на факультете, которые пригождаются и на работе: многозадачность, коммуникация, самостоятельность, ответственность за результат, работа с информацией (поиск, цитирование, достоверность источников). Наиболее яркие моменты студенческой жизни: — Самые яркие впечатления, конечно, от практик. Полевые, лабораторные и даже педпрактика. Одна из запомнившихся – это педпрактика. Благодаря ей после 1 курса магистратуры была возможность примерить на себя роль «препода», о чем я раньше даже и не задумывалась. Мы вели практику по общей экологии от кафедры физики и мелиорации почв у 2 курса. Нам была предоставлена возможность вести своё направление в рамках изучения физических, биологических и экологических свойств почв в самом центре Москвы – в Зарядье! Эта практика позволила посмотреть на сдачу зачётов и отчётов совершенно с другой стороны. Совет от Насти: — По итогам обучения в МГУ у меня накопилось много советов, которые хотелось бы передать студентам:
Кирилл: — Расскажите о выборе кафедры и научного руководителя. — Основным критерием выбора кафедры были рекомендации от друзей со старших курсов. Ну и мне как-то в принципе показалось, что на физике почв занимаются чем-то интересным. Контакт с научным руководителем установил легко: написал на почту, а потом встретился ирл. Преподаватели же просто люди, и ничего не запрещает им написать. Как правило, все отвечают очень дружелюбно. — Расскажите о своей дипломной работе. — Моя дипломная работа посвящена исследованию преимущественных потоков воды, причинам их образования и моделированию нескольких типов условий, ведущих к их появлению. Работ по этой теме на русском мало, приходится переводить много статей. А для моделирования мы конструируем почвы в лаборатории и делаем кучу прикольных вещей в программах для компьютерного моделирования того, как может течь водичка. — Впечатления от учебы на кафедре, полезность спецкурсов и профиты. — Честно говоря, интереснее всего учиться на первых 2-3 курсах. Потом спецы и обычные курсы становятся скучнее, на мой взгляд, и редко когда можно послушать действительно увлекательный курс. Увы, такова жизнь. По итогу за последние 3 года обучения самым интересным для меня курсом лекций был курс «история мировой культуры» :) — Успеваете ли Вы работать? — Работаю на полный день, ЦИАН, по специальности – занимаюсь всякими штуками по географии и моделированию, со второго курса магистратуры. — Какая сфера деятельности наиболее интересна для Вас (работа в лаборатории, педагогическая, работа в офисе, другое?) — Для меня интересны те места работы, где можно получить крутой опыт, где тебя чему-нибудь научат, и где нормально платят. — Опыт участия в конференциях, конкурсах, кейсах и прочее — Пару раз ездил в Санкт-Петербург на Докучаевские чтения, участвовал в конференциях в Почвенном институте, принимал участие в локальных конкурсах на факультете. Интервью от Студенческого научного общества факультета почвоведения
На наши вопросы ответили: Хрульков Александр, выпускник магистратуры 2019 кафедры географии почв Олег Пименов: — Расскажите про обучение на кафедре и Вашу научную работу. — Моё обучение на кафедре было прекрасным, интересным и весьма творческим. С моим научруком, Ю.А. Завгородней, мы взялись за достаточно сложную тему, по которой практически отсутствуют отечественные работы, а зарубежные активно начали появляться не так давно. Всё это предоставляло широкий простор для активной деятельности любого рода. Поэтому мы успели поставить пару масштабных экспериментов, а также провести некоторый мониторинг содержания этих веществ в русле реки. Если вдруг кому-то будет интересно, то вещества эти - эфиры фталевой кислоты или просто "фталаты". Практическое значение работы тоже весьма существенно. Ибо фталаты включены в списки приоритетных загрязняющих веществ, поэтому мониторить их и бороться с ними надо. Можно еще рассказать много всего про сложности, особенности работы, но я думаю, что вы их узнаете сами, если встанете на дорожку изучения фталатов ;) — Работали ли Вы во время учебы? — Да, с лета после окончания бакалавриата и всю магистратуру я работал инженером в лаборатории. — Где Вы работаете сейчас, были/есть проблемы с трудоустройством? — Когда я был бакалавром, мы с другом решили еще закончить факультет педагогического образования МГУ. Поэтому в настоящий момент я пробую реализовать себя на этой стезе и работаю учителем в школе по естественнонаучному профилю. — Связана ли Ваша научная деятельность с работой? — Моя научная деятельность непосредственно не связана с нынешней работой. Но вина за это не на факультете, а на моей ищущей натуре. — Какие навыки важны на практике больше всего? — Умение искать и находить информацию. А также умение не переживать слишком сильно и видеть прекрасное в обыденном. Наиболее яркие моменты студенческой жизни: — Зоналка. Многолетние дубы и сосны. Песчаная почва. Ливень. На небольшой прогалинке стоят два столбика, меж которыми натянута волейбольная сетка. Солнце, пробираясь сквозь верхушки деревьев щекочет нам носы. Мокрые от дождя и пота играем в волейбол уже второй час. Скоро ужин, костер и звезды. Совет студентам:
— Если хотите, что-то сделать - просто берите и делайте. Не бойтесь. Если вы действительно хотите - найдете способ.
Александр Хрульков: — Расскажите про обучение на кафедре и Вашу научную работу.
— Для студентов-экологов кафедра географии почв предлагает программу обучения «Экологический менеджмент и экобезопасность». В рамках этой программы большое внимание уделяется основам экологической практики: экологический мониторинг, экологический менеджмент, экологические риски, безопасность на производстве, ОВОС и немножко проектирования. Фишка кафедры – ГИС технологии. Обожаю ГИСы. С их помощью можно картировать почти любую информацию. Фитоценозы? Пожалуйста! Речные бассейны? Легко! Загрязнение почв? Да ради Бога! — Работали ли Вы во время учебы? В бакалавриате свободного времени было мало, поэтому поработать удавалось нечасто. Только на 4 курсе у меня получилось немного поработать курьером. В магистратуре учебный график стал заметно свободнее, появилось больше времени на подработку. Тогда я усиленно курьерствовал, а также имел честь участвовать в 72 рейсе научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш», организованном институтом океанологии им. П.П. Ширшова, в качестве инженера-исследователя. — Где Вы работаете сейчас, были/есть проблемы с трудоустройством?
— В данный момент работаю инженером-экологом в ООО «Газпром проектирование». Занимаюсь инженерно-экологическими изысканиями. Проблемы с трудоустройством были. При отклике на вакансии компании отклоняли моё резюме, поскольку у меня отсутствовал релевантный опыт работы. Решение нашлось там, где его не ждали. Вконтакте. В паблике географического факультета наткнулся на вакансию, которую выложил их выпускник. Откликнулся, сходил на собеседование, получил работу. — Связана ли Ваша научная деятельность в университете с работой?
— Косвенно. Моей дипломной работой было исследование экологической обстановки в определенном районе. Сейчас, по сути, я занимаюсь тем же. Но уже для целей строительства. Нужно осмотреть участок изысканий, заложить и описать почвенные разрезы, отобрать образцы почв, поверхностных и подземных вод, донных отложений, определить видовой состав животных и растений, специальными приборами измерить уровень шума, электромагнитного излучения, радиации. После того как независимая лаборатория проведёт анализ проб, полученную информацию необходимо перевести на человеческий язык и изложить в отчёте.
— Упорство, умение искать информацию, анализировать и систематизировать её, грамотно излагать свои мысли. Это как раз те качества, которые можно воспитать в себе за годы учёбы в университете. МГУ – настоящий кладезь soft skills.
— Помимо традиционных костров на практиках и весёлых посиделок с друзьями в общаге, поделюсь с вами самым тёплым воспоминанием этой поры. Был первый курс бакалавриата. Летняя практика в Чашниково. Лето тогда выдалось очень дождливым. Дождь мог идти целый день и закончиться только к вечеру. Подходила к концу вторая четверть практики – геологическая. Мы уже сделали все закопушки, проанализировали все образцы. Оставалось только сделать геологические профили и подготовить отчёт. В те дни вдарил жуткий дубак. Согреться помогали тёплая одежда, горячий чай и обогреватель, который наш преподаватель каждый день приносила к нам в камералку из своей комнаты. Совет студентам: — Помните: если вы выпустились из МГУ – вы можете всё. Вы как никто другой знаете, что у любой проблемы есть решение. И если приложить мозги и достаточное количество усилий, то можно добиться успеха в любой сфере, независимо от вашего образования. В университете есть всё, что нужно для вашего развития. Не зацикливайтесь на своей специальности. Пробуйте всё, что вам интересно, ищите возможности и используйте их. Ставьте цели и достигайте их. И, конечно же, не забывайте отдыхать. Студенческий отдых совершенно особенный. Такое нельзя упускать) Интервью от Студенческого научного общества факультета почвоведения На наши вопросы ответили: Карманов Виктор, магистр 2 года кафедры географии почв Захарова Надежда, выпускница 2017 года кафедры биологии почв. В 2019 закончила международную магистерскую программу Полярные и Морские исследования (ПОМОР) в СПбГУ и Гамбургском университете. Сейчас работает в Арктическом и Антарктическом Научно-исследовательском Институте (ААНИИ) в русско-германской лаборатории им. О.Ю. Шмидта (ОШЛ). С 2020 года аспирант биофака СПбГУ.
— В скольких экспедициях Вы принимали участие? Виктор: Я участвовал в трех экспедициях НИС "Академик Мстислав Келдыш" в Арктику. Надежда: Я принимала участие в трех арктических экспедициях: одна была маленькая на суше в Хибинах, а две – морские. — Расскажите о месте прохождения экспедиции, укажите дату и цели. Виктор: Экспедиции проходили по Арктическим морям: Баренцево, Карское и море Лаптевых. Мой первый рейс был "АМК 72" 2018 года с 15 августа по 24 сентября, второй мой рейс "АМК 76" в 2019 году в Карское море с 1 июля по 6 августа, третий мой рейс "АМК 81" 2020 года с 25 августа по 25 сентября. По программе комплексных экологических исследований Российской Арктики.
Надежда: Впервые в морской арктической экспедиции я была в 2018 году с августа по сентябрь (45 дней в море), на судне Академик Трешников. Экспедиция была в Баренцевом, Карском, Лаптевых морях, и северо-западе Восточно-сибирского моря. Это была международная экспедиция, но на русском судне. На судне выполняли работы несколько экспедиционных групп: CATS (The Changing Arctic Transpolar System) - немецко-русская группа, занималась изучением арктической трансполярной системы в условиях изменения климата; NABOS (Nansen and Amundsen Basins Observational System) - американская группа от университета Аляски Фейрбенкс, занималась океанологическими наблюдениями в бассейнах Нансена и Амундсена (UAF); T-ICE - изучали изменение льда.
— Поделитесь своими впечатлениями, что для Вас значит экспедиция.
Надежда: Экспедиция - это бесконечная романтика, заряд энергии от прекрасной природы, интересная работа и всегда неожиданные открытия о мире, людях и себе. Надежда: В первой экспедиции я была студентом на судне и работала со всеми, училась всему. В основном, я работала в группе биологов. Отбирали зоопланктон, фитопланктон и делали попутные измерения первичной продуктивности. Во второй экспедиции я тоже была в биологической группе. Помогала со сбором и обработкой зоопланктонных и фитопланктонных проб.
— Как Вы попали в экспедицию (с преподавателем факультета, с другой организацией), кто был инициатором? Нужно ли было готовиться?
Надежда: В первую экспедицию нас пригласили как студентов (всего 4 человека) руководители магистерской программы (ПОМОР). Вторая экспедиция - по приглашению моего немецкого научного руководителя, с которым я писала свою магистерскую диссертацию. Готовиться всегда надо. К первой экспедиции я готовилась в лабе, отрабатывала некоторые методы лабораторные. И еще мы помогали упаковывать оборудование. Ко второй я готовилась только сборами, получением визы, и морально. Надежда: Экспедиция в море - это очень много непредсказуемых ситуаций, на которые надо быть готовым быстро реагировать. Нагрузка может быть достаточно высокая за счет того, что станции могут идти друг за другом и работы будет много подряд. Иногда приходится работать сутками, или работать ночью, или вставать рано или посреди ночи. Это не то чтобы трудность, просто надо быть к этому готовым. А еще надо быть готовым к качке и морской болезни. Морская болезнь вышибает тебя из рабочего процесса, потому что ты совсем ничего не можешь делать. Но все эти «трудности» компенсируются прекрасным бирюзовым цветом моря, добрыми людьми вокруг и приключениями.
— Результат экспедиции (написание дипломной работы по проведенным исследованиям/статья/грант). Надежда: Мы до сих пор обрабатываем пробы, отобранные в 2018 году, анализируем информацию. Надеюсь, по окончании будет статья и не одна.
— С какой целью Вы бы посоветовали отправляться в экспедиции? Надежда: В любую экспедицию, независимо от того море это или суша, стоит отправиться всем, кто любит поле. Полевые работы всегда дают перезагрузку мозга, отдых от лаборатории, заряд и новые впечатления о настоящем мире, в котором мы живем. Фото: В. Карманов Интервью от Студенческого научного общества факультета почвоведения На наши вопросы ответили: Сломинская Екатерина, студентка 1 курса магистратуры кафедры радиоэкологии и экотоксикологии (слева)
Кочеткова Василиса, студентка 2 курса магистратуры кафедры химии почв (справа) — Расскажите о выборе кафедры и научного руководителя.
Екатерина: Ходила на дни открытых дверей на 2 курсе. Но все же самую полезную рекомендацию по кафедре и научному руководителю лучше получить от старшекурсников, которые расскажут, как работа идет «изнутри», а также от преподавателей лично. Ну и на сайте можно посмотреть всю программу. Василиса: Я не слишком задумывалась о том, на какую кафедру поступать, кажется, даже не ходила на другие кафедры и не подавала заявлений, кроме как на химию. Я никогда не любила химию, но курс химического анализа почв мне очень понравился, в основном, благодаря Елене Александровне Тимофеевой. Поэтому, когда она предложила мне подать заявления на кафедру, я решила попытаться поступить, и у меня получилось. — Расскажите о своей дипломной работе. Екатерина: У меня достаточно интересная научная деятельность. Связана она с главным элементом чернобыльских выпадений - цезием-137. Научную работу и опыты я провожу на химическом факультете, на кафедре радиохимии. Работаю в закрытой лаборатории, доступ к которой получаешь после выдачи личного дозиметра и пропуска, так как в помещении повышен радиационный фон. Ну и к тому же взаимодействие с радионуклидами необходимо строго контролировать. Работа очень увлекательная, но в то же время достаточно опасная и требует четкого соблюдения правил безопасности.
Василиса: После бакалавриата я решила сменить тему работы, было несколько вариантов, но мы остановились на ОСВ [осадок сточных вод], поскольку, мне хотелось работу, которая имеет определенный практический выхлоп. Помимо этого, важно было не замыкаться на каком-то одном (двух, трех) методах анализа почв, хотелось расширить количество отработанных методов. К этой работе мне пришлось перечитать очень много нормативных документов и методик, научиться пользоваться базами технической документации и прочее. Этот опыт потом оказался очень полезен в работе. — Впечатления от учебы на кафедре, полезность спецкурсов и профиты. Екатерина: Я искренне люблю свою кафедру и всех преподавателей на ней. Очень приятный и отзывчивый коллектив. Студентов на кафедре любят, всегда есть возможность обратиться за помощью и ее с удовольствием окажут по любому вопросу. Если вас интересует радиация, ее влияние на окружающую среду и человека - вам точно на радийку :) Василиса: Мне нравится учиться на кафедре Химии Почв несмотря на то, что многие вещи мне даются с трудом. Думаю, учиться на этой кафедре не только для меня бывает сложно, поскольку спецкурсы очень разнообразны, а материал дается обширный и непростой для понимания. Однако, очень многое из того, что нам рассказывали, в итоге нашло применение. — Успеваете ли Вы работать? Екатерина: В конце 4 курса были попытки работать, но надвигающийся диплом и госы вынудили пока эту затею оставить. Тут стоит выбор - либо работа, либо учеба. Возможность, конечно, есть, но что-то точно будет страдать. Оптимальный вариант работа на part-time. Работала в компании, которая консультирует государственный орган по вопросам экологии и ведет обширную просветительскую экодеятельность. Так же на 3 курсе проходила практику в Росприроднадзоре. Ну что могу сказать – кому-то такая работа по душе, тут все индивидуально. Василиса: Я работаю в Национальном медицинском институте реабилитации и курортологии в лаборатории анализа лечебных грязей с 1-го курса магистратуры. Совмещать не всегда просто, особенно, когда обучение было в очном режиме. Сейчас немного проще. — Какая сфера деятельности наиболее интересна для Вас? Екатерина: Мне нравится работать в лаборатории, есть в этом что-то атмосферное. Самое главное - правильно подобрать научного руководителя, который будет не только контролировать процесс, но и обучать по ходу деятельности. Василиса: Мне интересно работать в лаборатории, проводить анализы, хотя последнее время, я очень интересуюсь и темой организации лабораторий, какие есть требования, как должны лаборатории работать. Это именно то, чего, на мой взгляд, очень мало дают на кафедре и что важно знать, если хочешь заниматься не только наукой как таковой. — Опыт участия в конференциях, конкурсах, кейсах и прочее. Екатерина: На 3 курсе участвовала в конференции Ломоносов 2019 и заняла призовое место. На свой страх и риск решили участвовать на химическом факультете. Было немного страшно, так как я была самая «маленькая», да и вообще экологи раньше никогда не выступали на этой секции. Коллеги с химфака очень приятно приняли :) На 4 курсе активно участвовала в кейс-чемпионатах и хакатонах. Но это на любителя, зато отлично прокачивает мозг по темам, в которых ты еще недостаточно силен. Также был стендовый доклад в Праге, конференция в Обнинске. Василиса: Я не очень люблю публичные выступления, поэтому редко докладываюсь на конференциях. Участвовала в Докучаевских чтениях два раза, подавалась в этом году на Ломоносов. Совет от Екатерины: Наверное, главный совет - выбрать правильного научного руководителя. И озадачиться этим на 1 курсе. Не бояться ходить на кафедры и знакомиться с научной деятельностью преподавателей, смотреть и выбирать, что ближе) Не стоит стесняться и бояться, на факультете работают отзывчивые люди, которые всегда расскажут, подскажут и направят по нужному руслу. Совет от Василисы: Развиваться, учиться и не бояться нового. Интервью от Студенческого научного общества факультета почвоведения На наши вопросы ответили: Решетникова Радислава, аспирантка 1 года кафедры магистратуры кафедры географии почв
Чекин Михаил, аспирант 2 года кафедры эрозии и охраны почв (выпускник кафедры биологии почв) — Расскажите о выборе кафедры, научного руководителя и темы научной работы.
Рада: Изначально на третьем курсе я узнала о своем научном руководителе на кафедре общего почвоведения – и именно на ней училась в бакалавриате. Мне была интересна тема палеопочвоведения, связь с археологией (мне тогда представлялись романтичные пейзажи с огромными раскопами, глиняными черепками и костями мамонтов) – разумеется, все оказалось не таким, как грезилось, и тем не менее, очень интересным. В бакалавриате у меня была работа по Крымским почвам, а в магистратуре я перешла на кафедру географии почв и начала заниматься Поволжьем после участия в экспедиции на Волге «Флотилия плавучих университетов». Михаил: В бакалавриате и магистратуре я учился на кафедре биологии почв, занимался определением численности бактериофагов в различных типах почв под руководством Лысак Людмилы Вячеславовны и Лапыгиной Елены Владимировны. Тема мне в принципе нравилась, очень много было сделано по ней, работа отмечена на конференциях. Почему я решил сменить кафедру и тему? Вопрос хороший и закономерный, но и ответ на него достаточно простой: в конце магистратуры я имел опыт работы в организации, после чего понял, что мне интересно немного другое направление исследований, соответственно захотелось сменить научные интересы. Посоветовавшись с прежними научными руководителями, я выбрал кафедру эрозии и охраны почв, поговорил с ее заведующим, Олегом Анатольевичем Макаровым, и вот теперь под его руководством занимаюсь эколого-экономической оценкой деградации земель. — Кем Вы работаете? Рада: 0,5 ставки инженера на кафедре географии почв, с 4 курса. Михаил: Впервые я официально трудоустроился в конце 3 курса в НИИ «Митоинженерии МГУ», затем немного работал в Институте проблем экологии и эволюции РАН. На 1 курсе магистратуры я проходил практику в Департаменте Росприроднадзора по ЦФО, после чего устроился туда же работать. В начале обучения в магистратуре я устроился преподавателем экологии в Ассоциацию победителей олимпиад и до сих пор являюсь сотрудником этой образовательной организации. — Почему сделали выбор в пользу обучения в аспирантуре? Рада: Интересно продолжать заниматься исследованиями в своей сфере и интегрироваться в научное сообщество. Михаил: Так как я работал и собираюсь в дальнейшем работать по специальности в научной организации, то в таком случае степень кандидата наук даст большие возможности для карьерного роста. — Что способствует Вашему развитию в сфере науки и питает Ваши научные интересы? Рада: Участие в различных научных мероприятиях, конференциях, школах – это помогает взглянуть со стороны на свое исследование и узнать о других, расширить кругозор и завязать контакты с другими учеными, а кроме того, это всегда интересно и весело! Михаил: Для меня стимулом в сфере науки является природная любознательность и то, что, делая научные изыскания, я вкладываю частичку в общее развитие науки, именно таким образом, капля за каплей, и вырастает мое знание об окружающем мире. — Какая сфера деятельности наиболее интересна для Вас? Рада: Мне интересна полевая работа, работа в лабораториях, организационная деятельность и участие в мероприятиях с детьми. Михаил: Как, наверное, видно из ответа на предыдущие вопросы, я поработал в разных местах, считаю, что не важно место работы (офис, лаборатория, поле и т.д.), важно, чтобы был дружный коллектив, а сама работа приносила хоть немного удовольствия и, конечно же, хороший доход. — Опыт участия в конференциях, конкурсах, кейсах и прочее: Рада: Участвовала в нескольких российских конференциях (Докучаевские чтения и Ломоносов, конференция СЕИ «Человек и природа») и в зарубежной (SETAC в Бельгии), ездила на школу по геоморфологии и классификации почв в Польше, участвовала в конкурсе Фонда Потанина (дошла до очного тура). Михаил: Международная научная конференция XXI Докучавеские молодежные чтения, XXV Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов». Секция «Почвоведение», V Moscow International Conference «MOLECULAR PHYLOGENETICS AND BIODIVERSITY BIOBANKING», III и IV Молодежные конференции «Почвоведение: Горизонты будущего» Почвенный институт им. В.В. Докучаева, Международная конференция «Фундаментальные концепции физики почв: развитие, современные приложения и перспективы», посвященная 90-летию со дня рождения профессора МГУ А.Д.Воронина, 2-й Российский микробиологический конгресс. Совет от Рады: Не бойтесь пробовать новое и искать то, что вам нравится! Совет от Михаила: Мыслите шире. Это очень ценно – выйти за пределы своего взгляда на вещи, понять другие точки зрения, другой образ жизни, другие ценности. Важно помнить, что у каждого своя правда, и зачастую она не совпадает с вашей. Цените свое время, но и не забывайте про других. Пусть удача сопутствует вам во всех начинаниях.
Газета "Московский университет" опубликовала в одном номере сразу три интервью с первокурсниками факультета почвоведения:
Антон Тананыкин, первокурсник факультета почвоведения,
направление «Экология и природопользование»
Полностью интервью читайте на 2 странице
Мария Рубец, первокурсница факультета почвоведения,
направление «Почвоведение»
Полностью интервью читайте на 4 странице
Виктор Мураховский, первокурсник факультета почвоведения,
направление «Почвоведение»
Полностью интервью читайте на 8 странице
Уважаемые абитуриенты! Начала свою работу приемная комиссия факультета почвоведения. С 15 июня документы могут подавать иностранные граждане, поступающие на контрактные места, а с 20 июня принимаются документы для поступления в рамках основного конкурса. Прием заявлений от абитуриентов продолжится до 4 августа - до этого дня необходимо подать документы на все направления, в конкурсе на которые вы хотите участвовать. После этого дня добавление абитуриентов в конкурс становится невозможным, даже если они сдали все необходимые ЕГЭ и ДВИ, поступая на другой факультет. Обратите внимание, что вы имеете право подавать документы не дожидаясь результатов ЕГЭ - но в этом случае будет необходимо сообщить результаты приемным комиссиям как только они станут известны. В 2020 году приемные комиссии работают только в дистанционном формате. Подача личных заявлений и необходимых документов будет производиться через систему webanketa.msu.ru: заранее подготовьте и отсканируйте их. Получить консультацию сотрудников приемных комиссий Вы можете в чате на портале webanketa, по электронной почте, телефону или WhatsApp.
Вступительные испытания в МГУ проводятся с использованием дистанционных образовательных технологий на портале МГУ имени М.В.Ломоносова – exam.distant.msu.ru. ДВИ по биологии будет проведен в три потока (28 июля, 31 июля и 11 августа), распределение поступающих между ними осуществляется Центральной приемной комиссией МГУ с учетом даты приема документов и часовых поясов поступающих. Экзамены вместо ЕГЭ проводятся в один поток, как и ДВИ по географии (14 августа). Технические требования и рекомендации опубликованы на сайте ЦПК, с регламентом проведения вступительных испытаний в МГУ можно ознакомиться по ссылке. Видеозаписи консультаций доступны на сайте exam.distant.msu.ru.
Информация о дате и времени вступительного испытания, а также ссылка для подключения направляются поступающему не позднее чем за 2 дня до вступительного испытания на электронную почту, указанную при подаче документов через систему webanketa.msu.ru. Если Вы были включены в список сдающих экзамен, но в указанное время не получили письма, обратитесь в приемную комиссию.
Показ работ проводится на следующий день после публикации результатов экзамена с 11:00 до 14:00 (по МСК). Запись на показ осуществляется на портале "Университет без границ" (https://exam.distant.msu.ru) со страницы экзамена. Для просмотра работы экзаменуемому при себе необходимо иметь паспорт для идентификации личности.
Прошедшие события:
Актуальная информация:
О факультете почвоведения МГУ: Уважаемые поступающие в магистратуру! 15 июня начала работу приемная комиссия факультета почвоведения, а 20 июня начался прием документов в рамках основного конкурса. Заявления в магистратуру принимаются до 20 июля через систему webanketa.msu.ru. Поступающие в магистратуру сдают один экзамен по выбранной специальности: для отправляющихся на военные сборы экзамен по почвоведению состоится 29 июня, по экологии 30 июня; основные даты экзамена по почвоведению - 22 июля, по экологии - 23 июля. Экзамены проводятся дистанционно. Обратите внимание, что в том случае, если выдача дипломов бакалавра в текущем году задерживается, то при первичной подаче документов вместо копии диплома поступающим в магистратуру может быть подана справка об окончании ВУЗа, выданная по месту обучения. В этом случае он допускается до экзамена, но обязуется предоставить копию диплома незамедлительно после его вручения. Зачисление в магистратуру происходит в одну волну вне зависимости от даты написания экзамена. Лица, не подавшие все документы и согласие на зачисление в установленный срок - до 18:00 3 августа - рассматриваются как отказавшиеся от зачисления. Поступающие, не прошедшие по конкурсу на бюджетные места по программам подготовки бакалавров и магистров, могут обучаться на факультете на платной основе. Прошедшие события:
О поступлении на факультет почвоведения МГУ:
Уважаемые абитуриенты! 19 августа были опубликованы ранжированные списки поступающих в Московский университет, в том числе и на факультет почвоведения. 23 августа были подведены итоги первой волны зачисления. Приказ будет подписан и опубликован 24 августа. Отделение "Почвоведение": 57 бюджетных мест. Зачислен ранее без экзаменов 1 человек, осталось мест - 56. 24 августа в общем конкурсе было зачислено 45 человек, проходной балл первой волны зачисления составил 376. На вторую волну осталось 12 мест, поскольку 1 зачисленный ранее забрал документы. Итоговый проходной балл - 353. Отделение "Экология и природопользование": 25 бюджетных мест. Зачислено ранее без экзаменов 7 человек, осталось мест - 18. 24 августа в общем конкурсе было зачислено 15 человек, проходной балл первой волны зачисления составил 299. На вторую волну осталось 3 места, итоговый проходной балл - 292.
Согласие на зачисление подается через систему https://webanketa.msu.ru ("Действия" - "Подать согласие на зачисление"). Следует следить за обновлением ранжированных списков и своей позицией по согласиям - согласия могут быть как поданы, так и отозваны абитуриентами, желающими участвовать в конкурсе на оставшиеся бюджетные места других направлений подготовки. В случае, если Вам не удалось выдержать конкурс на бюджетные места, Вы можете обращаться в приемную комиссию для заключения договора на контрактное обучение. На заседании ЦПК 24 августа был установлен проходной балл для поступающих на контрактные места: он составил 273 на отделении "Почвоведение" и 216 на отделение "Экология и природопользование". Уважаемые абитуриенты! Стали известны результаты дополнительного вступительного испытания по географии (14 августа). С ними вы можете ознакомиться в прикрепленном файле. Запись на показ работ ДВИ по географии осуществляется на портале "Университет без границ" (https://exam.distant.msu.ru) со страницы экзамена до 14:00 (по МСК) 18 августа 2020 года. Показ состоится 18 августа (вторник), с 11:00 до 14:00 (по МСК). При себе необходимо иметь паспорт для идентификации личности. Технические требования - те же, что и при участии в ДВИ.
Ранее 15 августа были опубликованы результаты дополнительного вступительного испытания по биологии (28 июля, 31 июля, 11 августа, и резервного дня 15 августа). С ними вы можете ознакомиться в прикрепленном файле. Запись на показ работ ДВИ по биологии осуществляется на портале "Университет без границ" (https://exam.distant.msu.ru) со страницы экзамена до 14:00 (по МСК) 16 августа 2020 года. Показ состоится 16 августа (воскресенье), с 11:00 до 14:00 (по МСК). При себе необходимо иметь паспорт для идентификации личности. Технические требования - те же, что и при участии в ДВИ. Опубликованы ранжированные списки поступающих в магистратуру в 2020 году. Крайний срок подачи согласий на зачисление - 18:00 3 августа. Лица, не представившие указанные документы в установленный срок будут рассматриваться как отказавшиеся от зачисления. В случае недостаточного количества баллов для поступления на бюджетные места можно обращаться в приемную комиссию для заключения контракта на платное обучение. Подробнее: Ранжированные списки поступающих в магистратуру - 2020
Результаты вступительных испытаний в магистратуру В прикрепленных файлах доступны оценки за вступительное испытание в магистратуру по почвоведению и по экологии (результаты двух потоков). Результаты экзамена по экологии в резервный день:
28 июля будет опубликован ранжированный список поступающих в магистратуру с указанием лиц, подавших согласие на зачисление. Прием согласий продолжается до 3 августа. Количество заявлений в бакалавриат на 4 августа 2020 года
Примечание: лица, чьи заявления были поданы до 18:00 4 августа, однако содержали ошибки и были направлены на доработку, будут допущены в конкурс, если внесут необходимые исправления до 18:00 5 августа. На исправлении находится 16 заявлений. Примечание: 1(2)/3 - в основной строке указано количество абитуриентов, подавших в приемную комиссию согласие на зачисление по особым условиям приема. В скобках - общее количество абитуриентов, имеющих возможность воспользоваться таковыми условиями в случае предоставления согласия. В знаменателе - количество мест, выделенных для данной категории поступающих. |
|