Добро пожаловать!

В этом разделе Вы можете узнать об истории факультета почвоведения Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Мы рады видеть Вас на сайте крупнейшего в России учебного и научного центра по почвоведению!

Посещая наши страницы, Вы сможете познакомиться с наукой об одним из сложнейших и интереснейших природных тел, которое образовалось вместе с появлением жизни на Земле и от свойств которого прямым образом зависит наше с Вами существование.

В рамках проведения конкурса научно-популярных статей «Pop&Soil» в пятницу, 12 ноября состоялась дискуссионная встреча о популяризации науки. Приглашенным спикером выступил молодой ученый, выпускник нашего факультета, к.б.н., Тимофей Чернов. Запись мероприятия доступна на YouTube-канале факультета:

 

 

 

1. Что такое карбоновые полигоны? Зачем они нужны?

Первая и самая очевидная задача карбонового полигона – организация системы мониторинга потоков климатически активных газов в типичных ландшафтах центральной части Европейской России. 

2. Будет ли Московский Университет участвовать в работе карбоновых полигонов?

Да. Девятым участником проекта Минобрнауки России по созданию карбоновых полигонов станет Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова. Подключение к проекту карбоновых полигонов крупнейшего исследовательского университета России позволит усилить кадровый и инфраструктурный потенциал сети полигонов, обеспечить подготовку специалистов для исследований и мониторинга потоков климатически активных газов, укрепить сетевое сотрудничество между университетами и научными учреждениями, ответственными за создание карбоновых полигонов.

3. Зачем в МГУ создавать карбоновый полигон?

Карбоновый полигон в Московском университете создаётся по инициативе его ректора академика РАН Виктора Антоновича Садовничего в рамках недавно сформированной межфакультетской научно-образовательной школы «Будущее планеты и глобальные изменения окружающей среды». Главная задача школы — формирование образовательных и исследовательских проектов, направленных на развитие экологических знаний в широком смысле понимания этого термина. Эта школа объединяет учёных и преподавателей биологического, географического, почвенного и химического факультетов МГУ. Для решения отдельных задач функционирования полигона будут привлекаться специалисты других подразделений и факультетов, таких как механико-математического, вычислительной математики и кибернетики, экономического, факультета наук о материалах.

4. Где будет располагаться карбоновый полигон МГУ?

Основная часть мониторинговых работ будет проводиться на территории Учебно-опытного почвенно-экологического центра «Чашниково» Московского университета, находящегося в Солнечногорском районе Московской области. На 600 гектарах земли уместились останцы типичной для данной природной зоны хвойно-широколиственных лесов, заболоченные леса, разнотравно-злаковые луга и пашни. Особенностью карбонового полигона «Чашниково» является его нацеленность на изучение наиболее распространённых реальных ландшафтов центральной части Европейской России, для которой характерна высокая мозаичность естественных и антропогенно-изменённых биогеоценозов. 

5. Какие специалисты и как занимаются исследованием потоков парниковых газов?

Почвоведы-экологи. Система мониторинга карбонового полигона «Чашниково» включит организацию метеорологических наблюдений, непрерывных наблюдений специалистов в области почвоведения и экологии за потоками климатически активных (парниковых) газов (водных паров, углекислого газа, метана, закиси азота) с применением метода турбулентных пульсаций и экспозиционных камер, наблюдений за запасами углерода в растительном и почвенном покрове, а также концентрацией растворенного и взвешенного органического и неорганического углерода почвенных вод для оценка вертикальной миграции углерода в почве и латерального стока терригенного углерода в водные экосистемы. Для развития методов оценки запасов углерода, азота в почве и растительности, а также определения потоков парниковых газов в исследованиях будет проводится дистанционный мониторинг земной поверхности с помощью дронов, оснащенных спектрозональной аппаратурой и лидаром. Для интерпретации результатов планируется использование и спектрозональных спутниковых данных.

6. Чем еще будут заниматься исследователи на карбоновом полигоне «Чашниково»?

На полигоне «Чашниково» специалистам почвенного и других факультетов МГУ предполагается не только вести мониторинг потоков парниковых газов, дистанционно и контактно отслеживать состояние растительности, но и проводить математическое моделирование круговорота углерода в естественных и антропогенно-трансформированных наземных экосистемах, что позволит создать научную основу секвестрирования углерода и смягчения последствий изменений климата. Также на полигоне планируется апробировать технологии, усиливающие секвестрирование углерода в биомассе растительности и в органическом веществе почв. Для лесных экосистем будет сделан упор на развитие технологий рационального лесопользования. Для пахотных земель будет тестироваться эффективность почвозащитных систем земледелия и инновационных почвоулучшающих материалов. Предполагается проведение экономического анализа эффективности использования технологий декарбонизации, сопоставление затрат на внедрение низкоэмиссионных технологий со стоимостью поглощённого углерода.

7. На каких учебных курсах можно ближе познакомиться с концепцией карбоновых полигонов?

Образовательная часть проекта предполагает обновление имеющихся учебных курсов, имеющих отношение к климатическим изменениям, круговороту углерода и потокам климатически активных газов, которые уже преподаются в МГУ по направлениям подготовки «Экология и природопользование», «Почвоведение», «Гидрометеорология» и «Аналитическая химия». Также разработаны оригинальные курсы «“Зелёные” технологии в природопользовании», «Низкоуглеродное развитие и управление земельными ресурсами», «Моделирование цикла углерода в агроэкосистемах», «Цикл углерода в арктических ландшафтах», «Адаптация к климатическим изменениям» в новых магистерских программах «Климат и окружающая среда», «Природа и социальная среда Арктики» и «Рациональное использование возобновляемых природных ресурсов», которые открылись в 2021 году в рамках межфакультетской школы «Будущее планеты и глобальные изменения окружающей среды». 

8. Смогут ли школьники, студенты и молодые специалисты принять участие в работе карбоновых полигонов?

Московским университетом запланирована организация выездных летних школ для школьников и студентов естественных и экономических специальностей в регионах – партнёрах МГУ по программе «Вернадский». На школах будут даваться мастер-классы по организации мониторинга поглощения и эмиссии парниковых газов в природных и антропогенных системах. Также разработана система дополнительного образования и повышения квалификации для специалистов, которые планируют создание карбоновых полигонов в регионах. Обучение будет проходить на базе полигона «Чашниково» силами специалистов МГУ.

М.н.с., к.б.н. А.А. Бобрик

И.о. декана факультета почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор биологических наук, член-корреспондент РАН Павел Владимирович Красильников рассказывает об особенностях российской и зарубежной науки, почвенных классификациях, политической составляющей в почвоведении, программах «Дальневосточный гектар» и «Арктический гектар», участии почвоведов в изучении Марса, проблемах урбанистики, загадочных шаманских ритуалах и нераскрытых тайнах, которые до сих пор хранит почва. Обо всем этом и об уникальной профессии почвоведа - в новом интервью на канале «Агропрогноз»:

 

Канал «Агропрогноз» создан двумя выпускниками факультета почвоведения, специализирующимися на анализе и прогнозном моделировании сельхозрынка и продовольственных ресурсов, а также использовании информационных и медиатехнологий в агросфере. Содержит много часов интересного видео для любителей и профессионалов.

Лекция Дмитрия Госсе, кандидата биологических наук, руководителя Учебно-опытного ландшафтного и почвенно-лизиметрического центра МГУ им. М.В.Ломоносова в рамках конференции «СитиФермер 2020». Дается обзор традиционных и инновационных субстратов, которые обычно применяются в тепличном производстве и могут быть использованы в хобби-растениеводстве, в частности, в сити-фермерстве.

 

Одной из популярных тем в московских масс-медиа уже почти месяц остаётся установленная на Болотной набережной скульптура швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина № 4». Ее появление в самом центре города вызвала множественные споры; впрочем, для москвичей монументальная скульптура давно стала больной темой, и обсуждение всех новых композиций с самого начала идет на повышенных тонах, а критики не стесняются в выражениях.

Само название «Большая глина» показывает, что скульптура относится к почвенной тематике, поэтому я не поленился и съездил к месту ее установки, чтобы составить о ней собственное мнение. Могу сказать, что это действительно произведение искусства, оказывающее серьёзное эмоциональное воздействие. Скульптор – талант. 

Сам автор говорит, что композиция изображает скульптурную глину, которую он смял перед началом работы, это сюжет о творчестве художника. Можно продолжить мысль: глина перед тем, как ей придали форму, символизирует Хаос. У любого, даже поверхностно образованного человека, это немедленно вызывает целый букет ассоциаций, начиная с древнегреческой мифологии (и вторичной по отношению к ней фэнтези типа Желязны), и заканчивая знаменитым афоризмом Эйнштейна. В Хаосе огромный потенциал, потому что из него может возникнуть любая форма, в то время как однажды созданный порядок отрицает иные порядки, которые могли бы реализоваться. 

Но какие ассоциации вызывает «Большая глина» у человека, который с почвой, будь то глина, суглинок или супесь, работает бóльшую часть сознательной жизни? Можно отвлечься от того, каково содержание илистых частиц в глине и какова влажность данного образца, хотя для опытного почвоведа это очевидно. Скорее, хочется вспомнить, какова роль глины в человеческой культуре и мифологии.

В большинстве мифов именно глина стала материалом, из которого создан человек. В древнеегипетских источниках указывается, что бараноголовый бог Хнум создал на гончарном круге как человека, так и всех животных. В шумеро-аккадской мифологии говорится о том, что бог-творец Энки, вместе с богиней Нинмах решили создать людей, дабы переложить на них тяжесть труда, вылепили три человеческие пары, определили им судьбу и устроили пир. Захмелев, они решили вылепить ещё людей, но те получились уродливыми (потому не все люди красивы). Собственно, и в греческой мифологии Прометей сделал людей из земли и воды: он более известен, как титан, укравший огонь для людей, но его пристрастие к человеческой расе объяснялось тем, что он сам людей и смастерил. Даже само латинское hоmо выводится от humus – «земля». Легенды малых народов о сотворении человека из глины настолько многочисленны, что их невозможно все перечислить.

Мировые авраамические религии также согласны с тем, что человек создан из глины, из почвы. Библейские источники (Бытие, 2.7) пишут: «И созда́ Бо́гъ человѣ́ка, пе́рсть [взе́мъ] от­ земли́, и вду́ну въ лице́ его́ дыха́нiе жи́зни: и бы́сть человѣ́къ въ ду́шу жи́ву». Вторит этой теме и Коран, священная книга Ислама: «Поистине, Мы создали человека [Адама] из квинтэссенции глины [из глины, взятой от всех земель]» (сура Аль-Муминун: 12).

Не так давно по новому кругу ученые вспомнили, что жизнь могла зародится именно на поверхности глинистых минералов. Бодрые журналисты немедленно представили это в формате «учёные доказали, что человек сотворён из глины», что довольно типично для текущего уровня масс-медиа и совершенно не удивляет. 

На самом деле речь идет о событиях гораздо более отдаленных, сложных и интересных. Многие вспомнят о коацерватах – коллоидных структурах, явившихся по теории А.И. Опарина предшественниками первых настоящих одноклеточных организмов. И про эксперимент Миллера-Юри, показавший возможность абиогенного синтеза разнообразных органических молекул в условиях ранней Земли. Однако промежуточный этап, на котором произошло превращение разбавленных растворов простых органических веществ в сложнейшие взаимодействующие автокаталитические системы, из которых уже могла возникнуть жизнь, до сих пор остается предметом многочисленных дискуссий. Ведь эти события происходили свыше 4 миллиардов лет назад, еще до начала архейского эона, и у этого времени нет даже устоявшегося названия: кто-то называет его катархей или преархей, кто-то – гадей, а кто-то – приской.

Какую же роль сыграли здесь глинистые минералы? Прежде всего, за счет колоссальной удельной поверхности и высокой адсорбционной способности они концентрировали синтезирующиеся вещества на себе, что очевидным образом увеличивало скорость дальнейших реакций между ними. Но также они выступали катализаторами определенных химических процессов: например, обыкновенный монтмориллонит катализирует реакции синтеза молекул РНК и белков из соответствующих мономеров. Опытным путем была показана возможность образования достаточно длинных молекул РНК, чтобы те и сами могли проявлять каталитические свойства, положив таким образом начало РНК-миру. Но это уже совсем другая история. 

Живые организмы могли сохранить минеральные частицы в своем составе и научиться их воспроизводить. В начале 2000-х годов в оглеенных почвах около города Фужер во Франции был обнаружен минерал, названный по месту открытия фужеритом. Известно, что он образуется при отсутствии кислорода; напомню, что кислорода в земной атмосфере не было в течение первых двух миллиардов лет ее существования. Зато в атмосфере был метан, и в очень больших концентрациях. И фужерит имеет структуру, химически схожую с кофактором, находящемся в активном центре метанмонооксигеназы – фермента, позволяющего бактериям окислять метан и использовать его для получения энергии. Сам минерал также проявляет каталитические свойства, правда при восстановлении нитратов в аммоний. Однако вполне возможно, что некоторые кофакторы ведут свою «родословную» от глинистых минералов, и те по-прежнему помогают нам осуществлять свой метаболизм, высшую нервную деятельность, а значит и создавать произведения искусства.
 
 
Собственно, вот такие мысли вызвала «Большая глина № 4». Будет возможность – съездите и посмотрите. 
 
И.о. декана П.В. Красильников
с.н.с. Л.А. Поздняков

Приглашаем прослушать лекцию кандидата биологических наук, доцента кафедры химии почв факультета почвоведения МГУ имени М.В.Ломоносова Елены Александровны Тимофеевой «Экологический мониторинг: зачем и как следить за окружающей средой?», которая была прочитана в рамках научно-популярного лектория Форума «Ломоносов-2021»:

 

Лекции по всем научным направлениям: Научно-популярный лекторий Форума «Ломоносов»

Больше видео об экологии - на канале факультета почвоведения

 

 

Экология постепенно становится одной из важнейших наук для человечества. Человек стал настолько влиять на окружающую среду, что в любой момент может уничтожить её. К чему приведёт то или иное воздействие, как правильно влиять на окружающую среду, какие из действий человека действительно опасны, а какие только кажутся таковыми, обсудили участники Междисциплинарной научно-образовательной школы «Будущее планеты и глобальные изменения окружающей среды» во время круглого стола 28 апреля.

Эксперты:
  • Дгебуадзе Юрий Юлианович – зав.кафедрой общей экологии и гидробиологии биологического факультета МГУ, академик РАН
  • Калмыков Степан Николаевич – декан химического факультета МГУ, член-корреспондент РАН
  • Шоба Сергей Алексеевич – президент факультета почвоведения МГУ, член-корреспондент РАН
  • Добролюбов Сергей Анатольевич – декан географического факультета МГУ, член-корреспондент РАН
  • Красильников Павел Владимирович – и.о. декана факультета почвоведения МГУ, член-корреспондент РАН

Сегодня – День космонавтики.

12 апреля исполняется 60 лет первого полёта человека в космос. Помимо гордости за то, что именно наша страна совершила прорыв в космическое пространство, мы чувствуем и определённую тревогу в связи с тем, что Россия начинает отставать в космической гонке. На науку ложится ответственность за то, чтобы российские технологии и разработки обеспечили лидерство страны в освоении всё новых горизонтов освоения космического пространства и небесных тел. 

Казалось бы, какое имеет отношение почвоведения, одна из самых «земных» наук, к освоению космоса? Тем не менее, именно почвоведы зачастую оказывались очень полезными в космических исследованиях. В теоретическом плане роль почвоведения в освоении других планет обосновал выдающийся отечественный учёный Виктор Оганесович Таргульян, который, кстати, много лет преподавал и на нашем факультете. По его взглядам, почвы в Солнечной системе существуют только на Земле, потому что только на нашей планете есть биосфера как необходимый фактор почвообразования. Однако на многих других космических телах Солнечной системы существуют почвоподобные тела (экзоны), которые можно и нужно изучать с помощью методов, разработанных в рамках почвенной парадигмы, в том числе описывать их профильное строение, определять химические и физические свойства, типичные для почв и т.д. (см. Таргульян, 1983; Таргульян и др., 2017).

5 апреля 2021 года состоится второй ежемесячный научный семинар Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Будущее планеты и глобальные изменения окружающей среды». Мероприятие пройдет онлайн на платформе Zoom:

Программа семинара:

1. Докладчик - Калмыков Степан Николаевич, член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой радиохимии, декан химического факультета.

Тема выступления: «Ядерная энергетика будущего - решение экологических и экономических задач»

Ядерная энергетика является важнейшей составляющей в «зеленом», безэмиссионном энергобалансе будущего. Однако будущее ядерной энергетики, ее конкурентоспособность в значительной степени зависят от решения проблем обращения с радиоактивными отходами и вывода из эксплуатации ядерно- и радиационно-опасных объектов. Сложнейшей задачей является обоснование долгосрочной экологической безопасности геологических хранилищ отходов, решение которой требует объединения усилий физиков, инженеров, химиков, геологов, геохимиков и других специалистов.

Модератор семинара - Красильников Павел Владимирович, член-корреспондент РАН, профессор кафедры географии почв, исполняющий обязанности декана факультета почвоведения.

Приглашаем всех желающих принять участие в работе семинара!

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас присоединиться к школе-семинару «Климат и окружающая среда» в пятницу 26 марта. Семинар пройдет в рамках научной программы Школы МГУ «Будущее планеты и глобальные изменения окружающей среды». Будут представлены доклады ведущих специалистов в  этой области.

Все подробности о расписании дня школы-семинара - во 2-м информационном сообщении.

Подключиться к конференции Zoom (идентификатор: 813 4068 6236; код: 660714)

Выступления будут транслироваться в Youtube по ссылке: https://youtu.be/6jFQbV8zo08

 

Если вы еще не подали тезисы и заявку на участие в секции «Почвоведение» Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», то сейчас самое время это сделать, ведь срок регистрации продлен до 9 марта 2021 года (включительно)! Но Форум «Ломоносов» - это не только конференция, но и целый ряд других мероприятий: например, научно-популярный лекторий. И пока идет подготовка новых выступлений, приглашаем послушать лекцию кандидата биологических наук, доцента кафедры химии почв факультета почвоведения МГУ имени М.В.Ломоносова Елены Александровны Тимофеевой «Химическое загрязнение биосферы и его экологические последствия», которую она прочитала на Форуме в прошлом году:

 

Лекции по всем научным направлениям: Научно-популярный лекторий Форума «Ломоносов»

Больше видео об экологии - на канале факультета почвоведения

1 марта 2021 года состоялся первый ежемесячный научный семинар Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Будущее планеты и глобальные изменения окружающей среды». Семинар был проведен в дистанционном режиме, трансляция велась на YouTube. Зрители имели возможность задать свои вопросы спикерам во время выступления. Представляем Вашему вниманию доклады, сделанные на семинаре:

  1. Знакомство со Школой МГУ «Будущее планеты и глобальные изменения окружающей среды» (Касимов Н.С.)
  2. «Экология больших городов». Докладчик - Касимов Николай Сергеевич, академик РАН, президент географического факультета.
  3. «Низкоуглеродное природопользование и сельское хозяйство». Докладчик - Красильников Павел Владимирович, член-корреспондент РАН, и.о. декана факультета почвоведения.

 

ARTE France представляет фильм "Тайны подземного мира: кожа земли" о жизни почв и жизни в почве.

Режиссер: Vincent Amouroux
Сценарист: Joёl Leyendecker

Климат и окружающая среда

Научная составляющая образовательного процесса будет базироваться на результатах теоретических, полевых, лабораторных и модельных исследований студентов под руководством ведущих ученых, специалистов по оценке состояния окружающей среды на фоне меняющегося климата, а также оценке взаимного влияния различных компонентов климатической системы с учетом естественных процессов и антропогенного воздействия. В рамках программы планируются следующие направления исследований:

  • влияние климатических изменений и антропогенной деятельности в прошлом, настоящем и будущем на проявление современных глобальных и региональных экологических кризисов, в том числе, дефицита воды, загрязнения среды, деградации экосистем, изменения биоразнообразия и продуктивности биоресурсов, появления пандемий, влияния климата на здоровье и др.;
  • оценка влияния различных климатообразующих факторов природного и антропогенного происхождения с использованием современных математических моделей земной климатической системы;
  • способы предупреждения экологических кризисов, адаптации человечества к ним и смягчения их последствий; стратегическое планирование и управление в условиях изменения климата;
  • оценка воздействие глобальных климатических изменений на биологическую продуктивность и биоразнообразие, включая процессы эвтрофирования, образования «зеленых и красных приливов», инвазии чужеродных видов.

Экология и управление биосистемами

Тематическими направлениями научно-исследовательских работ являются:

  • исследования структурно-функциональных особенностей организации наземных и водных экосистем различных природных зон и вертикальных поясов в условиях глобальных вызовов последних десятилетий;
  • историческая экология — восстановления истории формирования экосистем по остаткам организмов (спорово-пыльцевой анализ, фитолитный анализ и т.п.);
  • исследования формирования лесных экосистем, их антропогенной трансформации и изменении структуры при воздействиях болезней и вредителей-фитофагов;
  • исследования функционального разнообразия водных и наземных экосистем;
  • исследования глобальной экологической проблемы — инвазий чужеродных видов (включая резервуаров, переносчиков и возбудителей болезней);
  • разработка методов оценки экологического состояния среды, экологической экспертизы и мониторинга для получения новых знаний о допустимых нагрузках на организмы, популяции и экосистемы воды и суши;
  • разработка новых методов по использованию биологических объектов для биотестирования, биоиндикации и ремедиации нарушенных биосистем для выработки концепции регионального нормирования антропогенных воздействий на окружающую среду;
  • оценка состояния и методов управления биосистемами урбанизированных ландшафтов.

Создание системы устойчивого управления природными ресурсами в национальном масштабе

Тематическими направлениями научно-исследовательских работ являются:

  • формулировка теоретических основ рационального природопользования и сохранения возобновляемых природных ресурсов;
  • разработка рекомендаций по приведению отечественного законодательства в соответствие со стратегическими приоритетами рационального природопользования;
  • изучение состояния, мониторинга и охраны водных и земельных ресурсов в условиях изменения климата и нарастающего антропогенного воздействия;
  • стратегическое планирование и управление природными ресурсами в условиях глобального изменения природной среды;
  • исследования цикла углерода в природных и антропогенных системах, разработку низкоуглеродных технологий использования возобновляемых природных ресурсов;
  • исследования вопросов оценки, сохранения и воспроизводства биологического разнообразия,
  • оценка состояния окружающей среды для разработки способов предупреждения экологических кризисов, адаптации человечества к ним и смягчения их последствий;
  • разработка теоретических основ и практических подходов к ремедиации земель и водных объектов, нарушенных в результате нефтедобычи, горных разработок и иных техногенных факторов.

Экодиагностика урбанизированной окружающей среды

Научные исследования будут направлены на разработку современных технологий анализа геохимических потоков вещества в системе «городская атмосфера (аэрозоли, дожди, снег) - биосистемы - педосфера (дорожная пыль, почвы) - городская гидросфера», оценку качества городской среды и опасности ее загрязнения для здоровья населения. Их разработка предполагает развитие междисциплинарного подхода к исследованию миграции микрочастиц и потенциально опасных элементов в компонентах городской среды на основе концепций островов загрязнения и тепла в атмосфере и ландшафтах. В рамках программы планируются:

  • разработка и реализация методов наблюдений и моделирования городского острова загрязнения и тепла в разных временных и пространственных масштабах, в том числе новых методов сбора и химического анализа микрочастиц аэрозолей, городской пыли, почв, поверхностных вод и других сред;
  • изучение процессов формирования, переноса и накопления в городской застройке аэрозолей различного происхождения, а также основных химических компонентов загрязненного воздуха и атмосферных осадков (черный углерод, сульфаты и тяжелые металлы), в условиях изменчивости погодных условий и с учетом эмиссий загрязняющих веществ;
  • исследование закономерностей миграции и аккумуляции потенциально токсичных элементов и соединений в компонентах наземных городских ландшафтов на основе количественной оценки фракционно-группового состава поллютантов; оценка биогеохимических потоков поллютантов в ландшафтах;
  • оценка вклада возможных источников загрязняющих веществ по химическому составу микрочастиц в городских аэрозолях, атмосферных осадках, снежном покрове, почвах и дорожной пыли; развитие и апробация методов многомерного анализа для определения вклада эмиссий из промышленных, транспортных и природных источников источников;
  • развитие научных основ мониторинга и управления биосистемами урбанизированных ландшафтов с оценкой роли биоты в процессах самоочищения воздушной, почвенной и водной среды городов;
  • оценка экологического риска, связанного с развитием болезнетворных, вредных и паразитических организмов и накоплением в аэрозолях, почвах и дорожной пыли токсичных веществ, опасных для здоровья городского населения и наносящих ущерб городским биосистемам и здоровью населения.

Природная и социальная среда Арктики

Тематическими направлениями научно-исследовательских работ являются:

  • исследование современных изменений природной среды Арктики и факторов, их определяющих;
  • прогноз неблагоприятных экологических последствий антропогенного воздействия и (или) климатических изменений в Арктической зоне РФ, анализ рисков возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, меры по адаптации и смягчению последствий этих воздействий для населения и хозяйства;
  • сценарии развития промышленной и транспортной инфраструктуры в Арктической зоне, в том числе, в местах традиционного проживания малочисленных народов и их традиционной хозяйственной деятельности;
  • научное обоснования развития инфраструктуры морских портов и морских судоходных путей в бассейне Северного Ледовитого океана, прогнозирование рисков эксплуатации ресурсов арктических морей России;
  • оценка условий использования рек арктической зоны, включая воздействие изменения климата на гидрологический режим и опасные гидрологические явления;
  • анализ и научное обоснования развития сети гидрометеорологических наблюдений и экологического мониторинга, в том числе, с использованием данных дистанционного зондирования;
  • оценка вероятности попадания в арктическую зону токсичных веществ и возбудителей опасных инфекционных заболеваний;
  • оценка состояния и динамики биопродуктивности и биоразнообразия арктических экосистем в условиях климатических изменений и роста добычи и транспортировки углеводородного сырья. Разработка научных основ охраны и восстановления редких и исчезающих видов и биологической ремедиации экосистем Арктики.

Развитие высокоинформативных и высокотехнологичных методов химического анализа для обеспечения экологической безопасности

Тематическими направлениями научно-исследовательских работ являются:

  • разработка новых принципов изучения и анализа многокомпонентных молекулярных и молекулярно-дисперсных ансамблей и континуумов, включая нативные природные системы и системы, подвергнутые антропогенному воздействию;
  • методология анализа природного органического вещества: исследования и анализ почвенного органического вещества как единой многокомпонентной системы высокой сложности;
  • определение молекулярных маркеров деградации почв в результате сельскохозяйственной деятельности; исследование и контроль восстановления почвенного плодородия путем биологизации земледелия и рекультивации нарушенных промышленных земель (в рамках концепции «зеленой» экономики);
  • разработка фундаментальных принципов применения вторичных и побочных продуктов различных технологических процессов в качестве биоадаптируемых почвенных компонентов, удобрений, регуляторов роста и биопрепаратов;
  • исследования первичного и «природного» микропластика и других компонент в экосистемах различных типов;
  • «аналитическая химия катастроф»: воздействие загрязнений и экологическая оптимизация основных антропогенных сред и возможности управления ими;
  • создание инновационных методов обращения с радиоактивными отходами, образующими при выводе из эксплуатации ядерно- и радиационно-опасных объектов для уменьшения их воздействия на окружающую среду и человека;
  • развитие подходов по анализу маркеров нефтепродуктов в окружающей среде и экологического мониторинга чистоты промышленных нефтепродуктов с использованием спектральных методов.

Новые материалы и технологии для устойчивости экосистем

Тематическими направлениями научно-исследовательских работ являются:

  • новые полимерные материалы как структурообразователи для почв и грунтов, полимерные рецептуры для получения биоцидных покрытий и пленок; полимерные рецептуры для реабилитации загрязненных территорий;
  • биоразлагаемые полимерные материалы;
  • новые, экологически чистые технологии получения полимерных материалов;
  • исследование супрамолекулярной организации природных гуминовых систем и направленный дизайн природоподобных структур, материалов и технологий для охраны окружающей среды, медицины и сельского хозяйства,
  • развитие «зеленых технологий» в нефтехимии и нефтепереработке;
  • развитие каталитических, фотокаталитических, электрохимических методик очистки и конверсии продуктов химического синтеза, приводящих к снижению нагрузки технологического загрязнения окружающей среды;
  • развитие современных подходов и оригинальных технологий создании тонкопленочных и тандемных солнечных батарей;
  • электрохимическое материаловедение как фундаментальная основа экологически чистых технологий (неорганические мембраны, материалы для металл-ионных аккумуляторов и топливных элементов, вторичные источники тока);
  • разработка методов получения одномерных фотонных кристаллов для оптических сенсоров, перестраиваемых светофильтров, новых светоотражающих покрытий и светопрозрачных конструкций.

 

Полученные в ходе исследований результаты могут быть использованы для создания научных основ комплексной системы мониторинга качества окру­жающей среды, а также для разработки стратегии рационального природопользования в условиях меняющегося климата. В частности, для:

  • организации и проведения мониторинга природных экосистем;
  • оценки и прогноза состояния окружающей среды и ее биоресурсного по­тенциала;
  • прогноза динамики морских и пресноводных экосистем при наблюдаемых климатическом тренде и антропогенных нагрузках;
  • разработки концепции регионального нормирования антропогенных воз­действий на окружающую среду;
  • совершенствования методов оценки экологического состояния водной и наземной среды по результатам ее биотестирования и биоиндикации в ла­бораторных и натурных условиях;
  • реконструкции экологических и климатических условий прошлого;
  • создания новых «зеленых» материалов и технологий.

Для развития научной и инновационной деятельности школы предполага­ется провести следующие мероприятия:

  1. организация серии установочных семинаров и конференций для формиро­вания общей научной и инновационной повестки Школы;
  2. разработка детального плана исследований по комплексным темам НИР, составление технического задания и подбор кадрового состава участников из числа сотрудников подразделений — участников Школы;
  3. открытое обсуждение предложенных проектов НИР с учётом всех заинте­ресованных лиц, в том числе представителей органов власти, бизнеса и НГО;
  4. поиск дополнительных источников финансирования для реализации про­ектов;
  5. обеспечение постоянного контроля со стороны Международного совета за выполнением НИР и достижением индикаторных показателей;
  6. организация конференций, семинаров и круглых столов для информацион­ной поддержки и распространения результатов выполнения НИР, как в научном сообществе, так и среди лиц, принимающих решения;
  7. обеспечение производства результатов интеллектуальной деятельности в ходе выполнения НИР и их своевременной регистрации;
  8. планомерные усилия по внедрению в производство РИД, полученных в ходе реализации НИР;
  9. активное участие коллектива школы в ЦКП МГУ, создание при участии коллектива Школы;
  10. создание многофункционального лабораторного научно-учебного ком­плекса (НУК) на базе современных приборов исследовательского класса и оригинальных приборных разработок коллектива школы, позволяющих многостороннюю структурную диагностику различных материалов, при­родных и биологических объектов и их взаимодействия с окружающей сре­дой и живыми системами.

НУК на базе современных приборов исследовательского класса и оригинальных приборных разработок будет использо­ван для:

  • подготовки квалифицированных специалистов, имеющих практический опыт работы;
  • дистанционного обучения, обеспечивающего образовательный и исследо­вательский процесс в режиме удаленного доступа;
  • проведения научных исследований в том числе в режиме удаленного до­ступа), как в рамках образовательного процесса, так и в интересах решения научных и прикладных задач;
  • предоставления экспертных услуг (в том числе в режиме удаленного до­ступа) по получению, обработке и оценке экспериментальных результатов.

 

Школа представляет научно-образовательные магистерские программы, отвечающие глобальным экологическим вызовам, связанным в первую очередь с изменениями климата, урбанизацией и загрязнением окружающей среды, сокращением биологического разнообразия, истощением природных ресурсов и проблемами пресной воды. Решение этих задач требует подготовки специалистов, владеющих фундаментальными знаниями природных и антропогенных процессов и явлений, методами мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды. Школа объединяет ведущих ученых, занимающихся анализом и прогнозом состояния окружающей среды, методами сохранения и восстановления биоразнообразия, создания экологичных технологий и материалов.
 
Образовательные магистерские программы:
  1. Климат и окружающая среда;
  2. Экология и управление биосистемами;
  3. Рациональное использование возобновляемых природных ресурсов;
  4. Экология городов;
  5. Природная и социальная среда Арктики;
  6. Экология и химическая безопасность;
  7. Новые материалы и технологии для устойчивого развития экосистем.

Набор на указанные магистерские программы уже открыт. Запись на программу «Рациональное использование возобновляемых природных ресурсов» производится среди поступивших в магистратуру факультета почвоведения. Прием документов с 20 июня!