Кафедра Физики и мелиорации почв

Раздел материалов кафедры Физики и мелиорации почв.

 

кандидат биологических наук

научный сотрудник

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Область научных интересов:

Математическое моделирование, экология городских почв, экологический риск

!!!Завтра 2 декабря в 14:00 в рамках темы: "Презентация работ кандидатов на соискание премии имени М.В. Ломоносова за научные работы" состоится доклад д.б.н., проф. Андрея Валентиновича Смагина  
 
"ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЧВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ: ТЕОРИЯ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ИННОВАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ"
 
Все желающие могут послушать доклад  через youtube, пройдя по ссылке https://expert.msu.ru/lomonosov

 

 

 

70 лет – это, конечно, знания, опыт, терпение и…умение работать. Энергично работать!! Александр Петрович, Вы всегда это умели, за это мы Вас всегда любим и  уважаем! И уж когда складывалась какая-то сложная ситуация на кафедре ли, на факультете ли всегда взор начальства обращался к Александру Петровичу. Так случилось на практике по физике почв, затем на практике по экологии в Чашниково. И никогда Вы не подводили, - засуча рукава брались за дело, активно и по деловому управлялись со студентами, которые взаимно Вас уважали, слушались; практики проходили хоть и трудно (что же делать? Времена такие!), но организованно, четко, по плану. И что всегда радовало и удивляло, - какая бы ситуация ни складывалась, необычная, нештатная, неожиданная, - всегда у Вас находилось простое, ясное для всех и правильное решение. И за это Вас тоже любили, понимали, уважали все. И до сих любят…

 

 …и до сих любят. Особенно на кафедре. Александр Петрович пришел на факультет с подготовительного факультета, думал поступать на физфак. Но увидел на факультете почвоведения кафедру физики и мелиорации почв, – и однозначно решил идти на эту кафедру. Судьба распорядилась так, что в основном Александр Петрович на кафедре работал под руководством Анатолия Даниловича и Феликса Рувимовича. И в этом ему, конечно, повезло. До сих пор частенько он, оценивая ту или иную ситуацию, говорит: «Думаю, что Анатолий Данилович поступил бы вот так…», или «Анатолий Данилович говорил…». Энергия в работе, умение взяться за любое дело выделило Александра Петровича, как одного из любимых учеников Феликса Рувимовича. И как преподавателя в курсе «Мелиорация почв», в котором он активно участвует, несмотря  на все нынешние ограничения.  И пусть непривычно, трудновато, нестандартно, - но на Александра Петровича всегда можно положиться, быть уверенным, - не подведет, справится, все сделает примерно и великолепно.

Александр Петрович, желаем Вам здоровья, творческих успехов, спокойных и способных студентов, аспирантов!!! И радости общения с коллегами на кафедре и на факультете, семейного благополучия! И с юбилеем!!!

 

Работа наших коллег, работающих в большой летней  экспедиции Сыктывкар-Краснодар-Майкоп-Сочи-Крым, не осталась незамеченной местными СМИ.

Репортаж о работе в КУбГАУ можно посмотреть по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=-pvNRYMoeIs&feature=youtu.be

А о совместной работе ФГБУН "НИИСХ Крыма" можно прочитать в 29 выпуске бюллетеня "Агрокрым".

 

Вложения:
Скачать этот файл (АгроКрым_№29_Color.pdf)АгроКрым_№29_Color.pdf8950 Кб

После долгого пребывания на самоизоляции сотрудникам кафедры удалось вырваться в экспедицию Сыктывкар-Краснодар-Майкоп-Сочи- Симферополь. К сожалению, в связи с эпидемиологической ситуацией в этот раз студенты не смогли принять участие в экспедиции.
В г. Сыктывкаре большую часть времени работа проводилась на территории станции юннатов (Республиканского центра экологического образования). За 8 дней активной работы было отработано 3 почвенных разреза, в том числе подзолистой почвы, заложены 5 больших экспериментальных площадок для многолетнего эксперимента, и установлено современное оборудование для мониторинга температурного и водного режима почв.

 Поздравляем с первыми профессиональными успехами  Надежду Данилову (студентку 4-го года обучения по специальности "Почвоведение" кафедры физики и мелиорации почв)  и ее научного руководителя - Петра Михайловича Сапожникова.

Больше интересных новостей из жизни нашей кафедры Вы можете увидеть в нашем Instagram 

http://www.instagram.com/fizikapochvmsu/

Наталья Сергеевна Орешкина родилась 20 июля 1920 г. в г. Тихвине Ленинградской области. Семья постоянно проживала в Ленинграде, но на летний период Наташу и ее младшего брата Бориса отправляли в д. Тёсово к родственникам. Со временем родители с детьми переехали в Москву и в 1939 г. после окончания средней школы Наталья Сергеевна поступила на геолого-почвенный факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Время, проведенное в Тёсово, Наталья Сергеевна всегда вспоминала с теплом и благодарностью. Именно в эти годы у нее появилась огромная любовь к природе, к окружающим прекрасным ландшафтам.

Во время Великой Отечественной войны в 1942 г. университет был эвакуирован сначала в Среднюю Азию в г. Ашхабад, затем на Урал в г. Свердловск. После окончания МГУ Наталья Сергеевна много лет работала в Почвенном институте им. В.В. Докучаева под руководством профессора А.А. Роде, вела полевые исследования на Джаныбекском стационаре. Надо отметить, что Джаныбекский стационар - это особое природное место, в которое невозможно не влюбиться, это творение умных людских рук в зоне полупустыни, где в результате рационального природопользования и лесоразведения было создано уникальное и благотворное природное сооружение. На Джаныбекском стационаре реализовались положения В.Н. Сукачева о развитии биогеоценологии, здесь впервые на практике достигнуто единство работы человека и природы в упорядочении структуры биогеоценоза. Это удивительное место, место поклонения достижениям почвоведов и экологов, способных реально изменить мир в направлении красоты и понимания природы.

Александр Гаврилович  Гаель родился 6 марта 1900 г., и до прихода в университет прошел сложную жизненную дорогу. В 22 года поступил в Лесотехническую академию в Петрограде, которую окончил в 1926 г. Его научные руководители — известный эколог В. Н. Сукачев и лесовод М. М. Орлов. С 1930 г. он работает во  Всесоюзном научно-исследовательском института агролесомелиорации, а в 1932 г. переведен во Всесоюзный институт растениеводства (Ленинград (Петербург)), где по инициативе Н. И. Вавилова было организовано Бюро освоения пустынь. В 1941 г. Александр Гаврилович был арестован, а после освобождения (по окончанию войны, в 1946 г) был сослан на Приаральскую станцию ВИР, где проработал несколько лет. В 1951 г. он принят В. Н. Сукачевым на работу в Комплексную экспедицию по полезащитному лесоразведению и к 1955 г., когла он был  приглашен Н. А. Качинским на кафедру в МГУ, А.Г.Гаель был известнейщим специалистом по облесению песчаных массивов, по исследованию песков и лесоразведению сосны на песках,  и его докторская дисссертация была посвящена облесению бугристых песков. Приглашение А.Г.Гаеля  в МГУ на кафедру физики и мелиорации почв заведующим кафедрой Никодимом Антоновичем Качинским было событием во многом необыкновенным. Конечно, после смерти Сталина обстановка в стране стала более либеральной, но все же пригласить бывшего зека в МГУ требовало определенного мужества.

Уважаемые студенты!  
В связи с переходом на дистанционную форму обучения в МГУ мы меняем формат представления лекционного материала.
Лекции будут отправлены вам в виде презентаций. 
В конце каждой лекции - литература и список вопросов для самооценки. 
В рамках курса будет организован личный дневник для каждого студента.
В ближайшее время будут составлены тесты.
Рассылка лекций, материалов, тестов, будет осуществляться во время занятий в соответсвии с расписанием. 
 
Коллектив кафедры просит осуществить  сбор электронных адресов всех студентов вашей группы и выслать списком или вашим преподавателям или на кафедральную почту: 

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Как докладывать свою научную работу

Этот вопрос рано или в последний момент встает перед каждым студентом, аспирантом, научным сотрудником и даже профессором. И всякий раз после доклада даешь себе зарок, - надо готовиться к докладу, вот в следующий раз обязательно буду готовиться. А как? Уж точно этому никто ни меня, ни моих коллег не учили. Не учили красноречию, режиссуре доклада, постановке голоса и его модуляции, где надо сделать крещендо, где пиано, пианиссимо.

Конечно, во-первых, надо познакомиться с литературой по презентациям. Поискал, где же найти, как делать доклад. Про то, как писать статьи, их оформлять есть даже специальное пособие: «Краткие рекомендации для авторов по подготовке и оформлению научных статей в журналах, индексируемых в международных наукометрических базах данных», М.: 2017.Под общ. ред. О.В. Кирилловой. Но это для статей. А как готовить и делать научный доклад. Нашел только не очень серьезные полушутливые рекомендации в журнале “Physics Today”, 1961, 14, No 7, которые перекочевали в переводную книжку «Физики шутят», изд. 2-е, М.: ЛЕНАНД, 2019. Но это шутят…, а если серьезно?

А если серьезно, то всегда надо помнить три «золотых» правила докладчика:

1. к докладу/сообщению надо готовиться;

2. к слушателям надо относиться с глубоким уважением, где бы этот доклад не происходил – и на студенческом кружке и в ООН;

3. начинать и заканчивать доклад доброжелательной улыбкой. И во время доклада улыбка должна быть с Вами, не обязательно на лице уж точно где-то внутри.

Итак, эти правила нас настроили, Вы сосредоточились и посматриваете на свои материалы к докладу. И первый вопрос, как уместиться в положенные 5, 7, 15 или 20 мин. Более 20 мин сейчас практически не дают даже на пленарных докладах на международных конференциях. Возьмем для примера доклад в 7 минут. По моему опыту для него достаточно 10 слайдов, можно и больше, но тогда придется некоторые слайды показывать мельком, например «Методы».

Вот они 10 слайдов:

1. Название работы, автор, руководитель, организация, желательно символы конференции, факультета или кафедры.

2. Цель. Как правило, она почти равна названию, приведенному на предыдущем слайде. Задачи, которые Вы выделили для достижения этой цели. Например, разработать/усовершенствовать методику, экспериментальный подход, исследовать свойства и т.д.

3. Объекты. Вот здесь надо поразить публику красотой Вашего объекта, и селфи с лопатой в разрезе. Это создает доброжелательную обстановку и сразу сближает Вас со слушателями. И все же не забудьте дать краткую (но важную для работы) количественную характеристику объекта. Например, плотность почв, гранулометрический состав, содержание органического вещества, изменение водопроницаемости по профилю и др.

4. После слайда с целью и задачами, слайд с методами. Если они традиционны, можно просто привести список методов и указать источники. Этого достаточно. Но если в задачи работы входит разработка/модификация метода, то надо привести слайд с пояснением того, что Вы предлагаете и причины модификации метода. В этом случае надо быть готовым к вопросам типа: «в чем различия? Достоверны ли они (а это уже статистика)? И другие вопросы по соответствию и закономерным расхождениям (если они есть) методов».

5. Далее 3-5 слайдов с результатами. Это графики зависимостей, причем особо важен последний – основной результат, который Вы получили... после делаем паузу, и держим ее секунд 5-7. Дайте аудитории оценить Ваше открытие (самое время обвести взглядом всю аудитория и убедиться, что Вас слушают. Действует, правда!).

6. И, наконец, два последних слайда. Первый – это выводы. Они должны представлять собой ответы на те задачи, которые Вы выделили на слайде 2 с целью и задачами, и по количеству, и по сути. И вот последний слайд – «Благодарю за внимание!». Это сигнал и для Вас (необходимо еще раз улыбнуться) и всем слушателям – «Закончил!». И переходим к вопросам из зала. Поэтому доброжелательная улыбка здесь необходима, как смягчающее обстоятельство.

 Это самые общие, самые необходимые правила. Есть еще много, казалось бы, мелочей. Но в публичном докладе мелочей не бывает. Например, как одеться, какая должна быть прическа, нужен ли маникюр, булавка на галстук (как ни странно, их видно чуть ли не с последнего ряда!). И множество других важных моментов, но об этом в следующий раз…

Профессор, Е.В.Шеин


  Аспирант кафедры физики и мелиорации почв Олег Фролов выиграл в конкурсе РФФИ на лучшие проекты фундаментальных научных исследований, выполняемые молодыми учеными по теме

"Физические и микробиологические свойства копролитов дождевых червей". Поздравляем Олега и гордимся нашими аспирантами!   

В мае кафедрой была организована и проведена международная конференция  «Фундаментальные концепции физики почв: развитие, современные приложения и перспективы». Вышел в свет выпуск журнала IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, подготовленный по итогам конференции.  Благодарим приглашенных редакторов выпуска, обеспечивших оперативное научное и техническое редактирование поданных в выпуск рукописей: профессора А.Б. Умарову, профессора Т.А. Архангельскую, Г.С. Быкову.

 

Классицизм в почвоведении. Наступит ли неоклассицизм?

 

Чего не хватает в научных статьях? Ну, чтобы интереснее читать, чтобы появлялась потребность восторгаться и возвышаться.

Не хватает утонченного научного вкуса и изысканных деталей научного произведения. Попробуем сравнить наши статьи, наш труд с архитектурой, тем более архитектура появилась и нет-нет мелькает в научных статьях. Действительно, создание научной статьи стало строгим, почти по архитектурному классицизму. Как в архитектуре классицизма, - строгая симметрия, колоннады, портики… И в статье. – симметрия. Выводы обязательно симметричны задачам, заключение - цели. Классицизм. Однако, несмотря на многие законы и правила архитектуры, классицизм в ней сумел создать произведения с полетом, фантазией, восторгом и умилением. Так в чем же особенность для глаза массового архитектурного классицизма? Конечно, в изысканных деталях. Вроде бы и симметрия классической колоннады, но, - приглядишься, и есть сразу хоть и незаметная, но притягательная воздушная, совсем нелишняя лепнина. И на душе становится светлее, возвышеннее, радостнее. Для меня, эта перемена настроения и есть возвышенность, утонченность, фантазийность.

Какие бы статьи привести в пример этому взгляду? Необычность научной мысли в сочетании с прихотливой утончённостью эксперимента и практической возвышенностью могут «проклюнуться» через классицизм научных статьей?

Пытаюсь «перелистать» себя по настроению от прочитанного. И немедля в голову приходит настроение от статей (монографии) Е.Ю.Милановского. Когда среди всего этого классического и одинакового гуматно-фульватного классицизма, вдруг появилась методическая звездочка, разукрасившая, как фронтонная изысканная лепнина всё здание почвенной органики, - гидрофобно/гидрофильная. И сразу понятней стали и теоретические возвышения теории агрегатообразования, мысли В.Р.Вильямса о «свежей органике». Да, действительно пахнуло свежестью, радостью неоклассицизма. Или вот еще один пример.

В этом году поймал себя на том, что ощущаю внутреннюю живость и свежее дыхание от одного из произведений Ф.Р.Зайдельмана. До этого года как-то не удавалось внимательно и во всех оттенках оценить труд Ф.Р. «Фермеру и садоводу о почвах, их экологии и повышении плодородия»(М.:-КРАСАНД, 2011) . Но уж так случилось, что в осеннем семестре этого года надо было обязательно познакомиться с мелиорацией, постараться вникнуть во внутреннюю суть мелиоративных подходов, решений и других мелиоративных откровений. Для почвоведов, понятно, раздел с глееобразованием, с формированием глеевых горизонтов, их распространением, - это классицизм. Ну как мощный симметричный дом с большими колоннами и суровой, смотрящей изподлобья, ротондой. Как Екатерининская больница на Страстном бульваре, - обязательная, строгая, без арки. С коринфскими колоннами, и но все-таки строгий симметричный классицизм. И вдруг, в научном труде ФР. свежий среди классического ордерного однообразия почвенных горизонтов появился свежий воздух, взгляд, дыхание, новые детали в строгом классицизме почвоведения. Как изящная лепнина в привлекательных медальонах. Это был раздел о новообразованиях гидроморфных почв и их использовании для планирования мелиоративных мероприятий. Казалось бы, небольшая деталь в классическом строгом здании, а как приятео почувствовать, что только грамотный почвовед увидит в этих маленьких псевдофибрах и ортштейнах, в этой почвенной лепнине, вдруг неоклассическую форму и разнообразие. Да, конечно, просто, есть и физико-химические подоплеки образования этой почвенной «лепнины», и оправдания её обязательного появления и важный стиль сохранения строгой научной классики. И вроде бы классицизм, но как свежо и радостно высматривается, привлекает взгляд на фоне классических горизонтов и цветовых гамм. Как будто у почвоведа появилась новая палитра. 

Профессор, Е.В. Шеин

 

 
 

 
 
 
Спонсор конференции: